Три вызова для стран ЕАЭС в 2021 году. За чем дело стало?

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Заканчивающийся 2020-й стал годом объективных испытаний для Евразийского экономического союза. Эпидемия коронавируса нарушила один из базовых принципов интеграции – свободного перемещения граждан. Падение товарооборота между евразийскими союзниками и сокращение темпов национального экономического роста мало отличались от процессов в иных интеграционных образованиях – в этом году падали все и всюду.

Семен Уралов, шеф-редактор проекта "Союзный нарратив 2050" – для Sputnik

2020 год показал нам, что пока что сложно рассматривать внешние кризисы в союзной логике, посему каждый боролся с экономическими проблемами исходя из собственных резервов и возможностей. Тем не менее, в кризисном 2020-м наблюдателями при организации стали Узбекистан и Куба. На фоне интенсивных переговоров о создании зоны свободной торговли с Ираном есть все перспективы к 2025 году выйти на искомые 250-300 миллионов (граждан) внутреннего рынка.

Но пока можно говорить о вызовах, на которые предстоит найти ответы членам ЕАЭС.

Вызов № 1. Закрытие внешних границ и свобода перемещения внутри стран

Закрытие национальных границ показало глубину недоинтегрированности ЕАЭС, потому как все эти годы на периферии евразийской интеграции находились вопросы приведения социальных стандартов к единым нормам. Состояние медицины и здравоохранения показали качественное различие в развитии союзников, из-за чего не закрывать границы было просто невозможно. Коронакризис наглядно продемонстрировал, что если в повестку ЕАЭС не попадут вопросы синхронизации здравоохранительной и социальной политики, то вопрос свободы перемещения и впредь будет находиться в зоне риска. Например, для Кыргызстана и Армении доступ на рынок труда России является критическим для доходов домохозяйств, а российское государство, в свою очередь, рассчитывает на трудовых мигрантов.

Свобода перемещения граждан может быть обеспечена только при соблюдении двух условий: внедрения союзных социальных и медицинских стандартов в ЕАЭС и прозрачного контроля за внешними границами и, как следствие, – упрощение миграционной политики.

Вызов № 2. Внешнее давление и двусторонние союзы

В этом году сразу три страны ЕАЭС испытали серьезные проблемы как с внешней, так и с внутренней легитимностью. Так, в Республике Беларусь продолжается кризис, связанный с глубоким расколом общества, который вырвался наружу вместе с президентскими выборами. В Кыргызстане в ходе парламентской избирательной кампании возник коллапс власти, который не только привел к перевыборам, но и к отставке президента и конституционному референдуму. В Армении, по сути, дело дошло до открытой войны с ближайшим соседом.

Странам ЕАЭС нужно укрепить единый рынок и выйти на новый уровень развития – Мишустин

Во всех случаях ЕАЭС как союзный субъект оказался неспособен помешать развитию кризиса или купировать его. Возможности открылись в рамках двусторонних отношений с Россией. Так, для Беларуси были предоставлены экстренные кредиты. От полноценной армяно-азербайджанской войны ситуацию спасло только вмешательство России с последующим вводом миротворцев. Кыргызстану уже выделено 20 миллионов долларов безвозмездной помощи из госбюджета России для стабилизации бюджетного разрыва и выплат учителям и бюджетникам.

Политические кризисы 2020 года показывают, что пока только Россия готова нести экономические и организационные издержки для поддержания порядка и управляемости у партнеров. Следовательно, для Москвы более актуальными остаются двусторонние отношения внутри многосторонних союзов. ЕАЭС сохраняется в качестве интеграционной площадки, где учитываются все разногласия, но решения порой принимаются годами.

Поэтому в интересах союзников самим предлагать России двусторонние форматы внутри ЕАЭС и ОДКБ. Ожидать интенсивной евразийской интеграции можно только в случае, если она будет усилена двусторонними альянсами России с Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном по типу Союзного государства с Беларусью.

Вызов № 3. Прагматизация России и союзная санкционная политика

Санкции ЕС, США и Японии в 2014 году и ответные меры РФ привели к пересмотру экономической политики в самой России – началась ее прагматизация. Процессы импортозамещения, инвестиции в переработку, науку и промышленный капитал привели к тому, что внутрироссийский рынок постепенно стал рассматриваться не как придаток глобальной экономики, а важнейший элемент собственного развития.

ЕАЭС – не только Россия: почему армянских "вкусностей" пока мало в Кыргызстане и Беларуси

ЕС и Китай традиционно рассматривают российский рынок, как экономику, где можно закупать дешевое сырье, поставляя собственные товары с высокой добавленной стоимостью, а в последующем принимать у себя "убегающий" из России капитал. Обмен сырья на технологии и промышленные товары нельзя остановить в одночасье. Однако, процессы стимулирования производящих отраслей с помощью системы госзакупок, налоговых льгот и вычетов продолжится.

Союзники по ЕАЭС будут стоять перед выбором: либо включиться в процессы этой экономической прагматизации в России, либо продолжать использовать собственное транзитное положение и сам статус евразийского союзника. Тех партнеров, кто выберет такой путь, ожидает непростой период выяснения отношений с государственными регуляторами и контролирующими службами России. По всей видимости, РФ перейдет к тотальной цифровизации импорта и прослеживанию товаров по всей цепочке: от таможни до прилавка.

Прагматизация России – это восходящий тренд, который будет разворачиваться в ближайшие 5-10 лет. Рано или поздно ЕАЭС придет к общей санкционной политике в отношении третьих стран. Союзникам придется либо синхронизировать свою политику с Россией (и получить преференции от этого), либо самим выступать в авангарде процессов прагматизации, импортозамещения и защиты внутреннего рынка. Выбор стратегии за каждым членом ЕАЭС.

Что в будущем?

Следующая пятилетка ЕАЭС пройдет под эгидой гармонизации уже достигнутых договоренностей и самоопределения членов объединения. В "тучные годы" РФ приложила максимум усилий для стабилизации экономического развития ряда партнеров. Но с каждым годом, противостояние с ЕС и США только нарастает, и Россия определилась со стратегией реагирования. Теперь шар на стороне ее евразийских союзников: если они готовы синхронизироваться с политикой России в отношении третьих стран, то шансы на интенсивное развитие ЕАЭС сохраняются.

ЕАЭС – не только Россия: почему армянских "вкусностей" пока мало в Кыргызстане и Беларуси

При этом альтернатив евразийской интеграции просто нет. Глобальная экономика в ходе кризиса трансформируется в континентальные экономические союзы и альянсы. Задача ЕАЭС стать одним из таких игроков.

Многополярный мир формируется здесь и сейчас – поэтому разрушение либерального глобализма будет сопровождаться многочисленными кризисами. В новом мире выживут только те экономические союзы, которые первыми откажутся от либеральных норм и принципов ВТО и начнут создавать суверенные институты и методологию интеграции.

Для ЕАЭС сверхактуальными будут задачи углубления интеграции регионов и промышленная кооперация, совместная экспансия на рынки третьих стран, а также формирование союзного образовательного, научного и культурного пространства. Потому что действительно успешными бывают союзы, которые способны не только предложить миру сырье и товары, но и показать пример совместного развития граждан разных национальных культур. На фоне нарастающего хаоса в Евразии именно ЕАЭС может стать примером такого объединения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.