ЕРЕВАН, 16 дек — Sputnik. Армянские продукты знают и ценят в России. В остальных республиках ЕАЭС - тоже, но там на прилавках магазинов их значительно меньше.
Не все сразу
В России на армянский товар можно поставить наценку за качество, в Беларуси и Кыргызстане это сделать сложнее. В среднем доходы населения здесь все-таки чуть-чуть ниже, поэтому не все готовы переплачивать даже за "фирменный" вкус.
Чтобы иметь больше шансов на продажи, армянским производителям нужно максимально снизить себестоимость и оптимизировать логистику, отметил в беседе со Sputnik Армения генеральный директор одной из крупнейших в Беларуси сети магазинов "Соседи" Вадим Аванесов. Возможно, правительство Армении могло бы создавать преференции экспортерам, чтобы помочь им удержаться на зарубежных рынках, добавил он. Тем более что, помимо этих затрат, производитель должен взять на себя расходы по продвижению товара, как, собственно, и в любом магазине в любой стране. Продажи в Беларуси не так прибыльны, как в России, и, в результате, здесь товар продвигают "по остаточному принципу". Что из этого следует, видно по примеру "Джермука": за последние 5-6 лет на белорусском рынке известная армянская марка минеральной воды стала уступать "Боржоми", который намного больше тратится на скидки и разнообразные акции в местных магазинах (типа "купи две бутылки и получи третью"). Кроме маркетинга, снова встает вопрос цены.
"В России "Джермук" продается с ценовой премией за качество, но в Беларуси не каждый покупатель согласится ее доплачивать. По схожей причине на белорусском рынке пока не закрепилось и армянское вино, у которого, при хорошем качестве, цены не всегда удобны для белорусского рынка", - отмечает Аванесов.
Путин обозначил главную цель ЕАЭС>>
Так же активно "Боржоми" продвигает свой товар и на рынке Кыргызстана, где продается во всех крупных сетях, а его реклама очень заметна, отмечает в беседе со Sputnik Армения предприниматель Гамлет Гарсоян, который поставляет армянские варенья, компоты и овощные консервы киргизским торговым сетям.
"Наши производители – и минералки, и консервов – не очень хотят тратиться на продвижение товара в Киргизии, а я же вместо них этого делать не могу. Мне и так дохода остается мало, ведь дорога из Армении не очень близкая и не очень дешевая", - добавил Гарсоян.
75%, "хоровац бадрчан" - и снова цена
В Беларуси зарубежные товары должны быть не просто приемлемы по качеству и цене, а идти "на ура", иначе магазины не будут их закупать, отмечает Вадим Аванесов. Причина в том, что в Беларуси уже несколько лет действует постановление, по которому не менее 75% ассортимента в магазинах должно быть местного производства (исключение не делается ни для какой страны, даже для республик ЕАЭС). Причем это постановление не декларативное, за ним строго следят надзорные органы. Поэтому из привозных товаров магазины ставят на полки только такие, которые либо не производятся в Беларуси, либо намного выгоднее местных по цене и качеству, подчеркивает он.
Чтобы уложиться в норматив 75% и не нарваться на санкции, в Беларуси производят даже бастурму и аджику (чаще всего – местные армяне или другие выходцы с Кавказа). Конечно, их не сравнить с армянской бастурмой или абхазской аджикой (точно так же, как белорусский квас намного лучше армянского). Но, повторимся, на рынках Беларуси и Киргизии нужно уделять цене больше внимания, чем на российском. А в случае с Киргизией это тем более важно, потому что почти все плодоовощные консервы, характерные для Армении, там тоже производятся (всем понятно, что фрукты и овощи там растут почти те же, что и в Армении). Даже "хоровац бибар-бадрчан" (запеченные баклажан и перец), которые мы привыкли считать типично армянскими, в Кыргызстане тоже выпускаются. И естественно, по цене они будут намного ниже (потому что нет расходов на перевозку), а по качеству - совсем не факт, что хуже. Поэтому себестоимость перевозки и производства нужно снижать без ущерба качеству и условиям труда работников. Если не получается – государство может помочь экспортерам, даже субсидировать их, лишь бы за рубеж шли продажи.
Пока мы думаем, они делают
В Армении, как мы уже не раз говорили, хорошо выучили уроки либеральной экономики, по которой государство не должно помогать своим предприятиям (даже ограниченно и целевым образом). И пока мы прилежно учим эти уроки, другие страны действуют. Турецких фруктов в Беларуси на порядок больше, чем армянских. И не только потому, что турецких больше, и они дешевле, а еще и потому, что там власти применяют десятки инструментов, чтобы субсидировать свое производство. Вдобавок к этому, в распоряжении у Турции есть более выгодные транспортные маршруты, то есть даже не одно, а сразу два преимущества.
ЕАЭС планирует реализовать проекты на $200 млрд>>
И дело даже не только в Турции. Те же самые виноград или персики Беларусь может закупать из Южной Европы. Излишне объяснять, что дороги в Европу для Беларуси территориально ближе и более удобны, и даже из Италии и Греции перевозка может обходиться не дороже, чем из Армении. С такой мощной конкуренцией армянский производитель пока остается один на один с самим собой, без какой-либо помощи/
И наконец – о хорошем
Тем не менее, в Беларуси формируются новые заказы на армянские консервы. Как отмечает Вадим Аванесов, в ближайшее время будет сформирован заказ на две грузовые фуры с плодоовощными консервами, то есть примерно на 40-45 тонн. Что касается Кыргызстана, то здесь представлены армянский коньяк, лекарственные препараты, мясопродукты (в частности, замороженные сосиски), а также соки, варенья и компоты. Их экспорт наладил предприниматель Гамлет Гарсоян.
"Я уже четыре года распространяю их в местных сетях. Теперь получил большой заказ на консервированные запеченные баклажаны, перец и помидоры, а еще - на минеральные воды. В Киргизии тоже есть и овощная консервация, и минералка, и то, и другое – очень даже хорошие. Но здесь и армянское любят. Приходится снижать цену в ущерб собственной прибыли, чтобы что-то продалось", - добавил Гарсоян.
Уменьшить затраты на перевозку может взаимовыгодное сотрудничество. Из Еревана в Бишкек фура едет полная, с товаром, а в Ереван возвращается вхолостую. Если ее чем-то загрузить, то и перевозки станут выгоднее, и на цене товара будут отражаться меньше. А в Киргизии тоже есть, что предложить армянским покупателям, подчеркнул Гарсоян. В первую очередь, это одежда, которую в Киргизии шьют много и совсем неплохо, а вдобавок – дешево. Мало того, она может оказаться вдвое дешевле турецкой, уверен бизнесмен.
ЕАЭС создаст приложение для транспортных перевозок>>
"Я часто бываю в Армении и знаю, сколько здесь стоит одежда в магазинах. Киргизская будет в два раза дешевле. Материал они используют китайский – Китай от них в двух шагах – и нормально работают. И швеи, и модельеры, и дизайнеры – все вполне приличные", - говорит Гарсоян.
По его замыслу, в итоге все будут в выигрыше: в Армении будет чем заменить турецкую одежду, Киргизия нарастит свой экспорт, а грузовой транспорт между Ереваном и Бишкеком станет ходить в обе стороны с товаром. Это снизит себестоимость перевозки, а значит – и стоимость армянских "вкусностей" на полках киргизских магазинов/
Кроме одежды, из Киргизии в Армению можно возить фасоль и грецкие орехи, отмечает бизнесмен (в прошлом он уже их возил небольшими партиями).
Так что новые заказы на армянские товары есть в обеих этих странах. В масштабах всего рынка (и белорусского, и киргизского), это немного, но вопрос в том, что пока продукты армянского производства на этих рынках "тянут" бизнесмены-соотечественники за рубежом, из национальной солидарности. Сами же производители продвигают свой товар в этих странах по остаточному принципу (после российского рынка), а государство практически отстранилось, следуя непреложным законам либеральной экономики.