Пробуксовка армянской оппозиции, или Что кроется за словами Пашиняна о Шуши

Внутриполитические процессы в Армении буксуют, что усиливает атмосферу неопределенности в стране. Пока оппозиция топчется на месте, власти стараются примирить общественность с новыми реалиями. Что выходит на практике – разбирает колумнист Sputnik Армения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

"Арцах – это Армения, и все", – с таким решительным заявлением премьер-министр республики Никол Пашинян выступил 5 августа 2019 года на митинге в Степанакерте. Уже 21 мая 2020 года высшее руководство Армении во главе с Пашиняном присутствовало на инаугурации президента Карабаха Араика Арутюняна, впервые проведенной в Шуши, что должно было подчеркнуть особую значимость этого города для всего армянства. Не прошло и полугода, как Шуши перешел под контроль ВС Азербайджана.

После кардинального изменения ситуации сменилась и риторика самого Пашиняна: сразу же после окончания боевых действий глава правительства Армении назвал Шуши "мрачным и несчастливым городом". Более того, на минувшей неделе в парламенте он поставил под сомнение принадлежность Шуши армянам, заявив, что до первой карабахской войны он на 90% был заселен азербайджанцами. А ведь еще 9 мая 2019 года сам премьер танцевал "шурджпар" в ходе праздничных мероприятий в Шуши.

Так где же Пашинян искренне выражал свое мнение – на площади в Степанакерте или в здании парламента в Ереване?

Не будем углубляться в исторические дебри и устраивать ликбез, а вспомним лишь об одном: к моменту прихода Пашиняна к власти Шуши был армянским даже не на 90, а на все 100%! В Шуши азербайджанцы проникли именно в период нахождения Пашиняна на посту Верховного Главнокомандующего ВС Армении и закрепились в нем с его согласия, что подтверждается трехсторонним заявлением по Карабаху.

Бывший мэр Шуши шокирован заявлением Пашиняна о 90% азербайджанского населения города>>

Но за словами главы армянского правительства о Шуши просматривается не только попытка самооправдания, но и усилия, направленные на то, чтобы примирить общество с утратой, убедив его в том, что потеряно не что-то свое, родное, а чужое, никогда нам не принадлежавшее. Подобные старания ранее уже прилагали некоторые сторонники Пашиняна, оправдывая наспех проводимую разметку границы и отмечая, что армяне "залезли" не на свою территорию.

Неудивительная Армения: почему оппозиция никак не может "отправить" Пашиняна в отставку

Да и сам премьер при обсуждении данного вопроса периодически отсылает к закону "Об административно-территориальном делении РА", обвиняя прежние власти в принятии этого документа. Хотя если в законе были заложены мины замедленного действия, то что мешало правящей фракции "Мой шаг" выступить с инициативой по внесению в него поправок для нейтрализации рисков?

Но и это не все: в парламенте премьер разразился еще парочкой громких заявлений. Одно из них касалось ситуации в приграничье. Отмахиваясь от вопроса оппозиционного депутата по этой теме, Пашинян вдруг заявил: "Почему с этой трибуны никто не говорит, например, о селе Арцвашен, что с ним будет? Забыли все о селе Арцвашен? Еще раз говорю: заладили "Шурнух, Шурнух" (село в Сюнике, где возникли проблемы из-за разметки рубежей. – ред.)".

Вопрос более чем странный, учитывая, что основная часть депутатских мандатов принадлежит правящему блоку. Как раз у самого премьера и у фракции "Мой шаг" надо поинтересоваться: почему вопрос Арцвашена (армянское село, с начала 1990-х находящееся под контролем Азербайджана. – ред.) за последние годы ни разу не поднимался ни в парламенте страны, ни на международных площадках? 

Укороченный шаг Пашиняна

Придя к власти на волне протестного движения "Мой шаг" туристом в бейсболке и с рюкзаком за спиной, Пашинян всего за 2,5 года правления значительно сузил туристические маршруты и сделал этот самый шаг намного короче. Но тогда, весной 2018-го, он привел с собой соратников – сплошь молодых да ранних, да еще со знанием английского языка. Только вот, перефразируя советского классика, знание английского языка, как и умное выражение лица – еще не признак ума, а борода – не признак мужественности и отваги. Отсюда – текучка кадров, чехарда в системе госуправления, которая длится по сей день, и неспособность справиться с жизненно важными для страны задачами.

Шуши раздора: кто и зачем "отуречивает" древнюю цитадель Карабаха?

По сути Пашинян все еще ведет себя как оппозиционер-критик, забывая, что он давно уже во власти, и конечным адресатом всех проблемных вопросов выступает он сам и его команда.  Слушая его высказывания по карабахской теме и вопросам безопасности, невозможно не поразиться опрометчивости премьера.  Словоохотливость, которая некогда очень помогла Пашиняну-революционеру добиться внимания масс, сегодня явно не играет на руку Пашиняну-премьеру и в будущем может быть использована против него.

Но есть один нюанс, который нельзя не заметить: формирование новой администрации в США, а также пробуксовка оппозиции явно придали уверенности Пашиняну на внутриполитическом поле. Видя нерешительность оппонентов, он стал выступать с более резкой позицией, заявляя, что "если армянской оппозиции не нужны досрочные парламентские выборы, то они не нужны и властям". В этом он, собственно говоря, прав.

Сколько на самом деле жило армян в Шуши? Интерактивная инфографика>>

А вот признавать свою вину не каждый может, да и не хочет. Рассчитывать на то, что Пашинян найдет в себе силы сказать "я ошибся" (как в 2018 году перед отставкой это сделал тогдашний президент Армении Серж Саргсян) и покинет свой пост, не приходится.

Кого ждет оппозиция?

Что касается оппозиции, то, как и ожидалось, небольшой всплеск активности был замечен 11 января, когда активисты, заранее анонсировав дату и место проведения акции протеста, безуспешно попытались "воспрепятствовать" вылету Пашиняна в Москву на переговоры с лидерами России и Азербайджана. Одни объявили премьера персоной нон грата, другие заявили, что отныне воздушное пространство Армении закрыто для премьера, что опять же не помешало ему благополучно вернуться в страну. Происходившее больше напоминало фарс и балаган, нежели реальную политическую борьбу. Этой активности хватило на несколько дней, а затем движение вновь заглохло.

Энергетика балконов вместо площадей: есть ли шанс у Пашиняна сохранить власть

Мнение политологов о том, что зима – с политической точки зрения "мертвый сезон" в Армении, и что оппозиция ждет потепления для активизации протестов, вызывает лишь горькую усмешку. Оппозиционеры будут ограничиваться мини-автопробегами до весны, боясь простудиться на морозе?

Думается, что это – все же не единственный фактор, сдерживающий оппонентов власти. Многие на политической арене ждут появления президента Армена Саркисяна, которой хоть и работает в дистанционном режиме, но все еще официально находится на лечении. В своем недавнем интервью лидер оппозиционного движения "За спасение Родины" Вазген Манукян обвинил Пашиняна в "манипулировании массами", а Саркисяна – в "манипулировании элитами".

То, что Саркисян – одна из ключевых на данный момент фигур в политическом истеблишменте Армении, сомневаться не приходится, несмотря на ограниченность его полномочий в качестве президента. Следовательно, во многом от его дальнейших шагов, возможных переговоров и достижения договоренностей с политическими силами будет зависеть развитие ситуации в стране.

Хрустальные челюсти политической элиты, или Как Пашинян все еще надеется на США

При этом нельзя забывать, что не только Большой Ближний Восток вместе с Южным Кавказом оказался в зоне турбулентности, но и мир в целом. Армении надо, не мешкая, предпринимать активные шаги для отстаивания собственных интересов и обеспечения безопасности, иначе есть риск остаться под обломками старого миропорядка, который уже начал рушиться на наших глазах.