Встречаю в середине октября, в самый разгар войны хорошую знакомую. Интеллигентный человек, прозаик, член Союза писателей. Интересуется:
- Ты мое письмо читал?
- Мне послала?
- Нет, Путину!
- Чужие письма не читаю. Это дурной тон.
- Не ерничай, это открытое письмо о Карабахе и турках. Обязательно прочти.
Сколько себя помню, любовь жителей еще Советской Армении писать письма в Москву была непреходяща. И это, кстати, создавало определенные проблемы для руководителей нашей республики - потому как писем Главному с жалобами из Армении шло на порядок больше, чем из любой другой республики.
Вот поди объясни высокому начальству на Старой площади, почему столько писем от недовольных жизнью армянских строителей коммунизма. И это при том, что по всем показателям ситуация у нас была ничуть не хуже, а то и лучше, чем в других союзных республиках. Поверьте, знаю о чем пишу. Начинал все-таки журналистскую карьеру в отделе писем республиканской газеты "Коммунист".
Тогда даже определенное районирование было. Шутили, что самые большие любители эпистолярного жанра Севанского бассейна живут в Мартунинском районе, а из Сюникской области - в Горисе. Не верите мне, спросите у тогдашних высокопоставленных партийных работников - Арама Саркисяна, Арташеса Гегамяна, Гагика Арутюняна. Они подтвердят.
Письма "наверх" были трех категорий, по возрастающей:
1. На имя Генерального секретаря ЦК КПСС, дорогого Леонида Ильича Брежнева.
2. Съезду партии, проходящему в данное время в Москве.
3. Ну, и наконец, письмо бронебойно-аккумлятивного действия по адресу: Москва, Красная площадь, Мавзолей ... Владимиру Ильичу Ленину! Почему так происходило (писать, жалуясь на недостатки не своему руководству, а сразу в Москву) - сказать не могу. Выше моего понимания, но это факт.
И "бангладешский" анекдот (а может, и быль), ведь не случайно появился. Для молодых, кто не в курсе: житель Еревана, ветеран ВОВ жалуется Леониду Ильичу, что ему, жителю центра города, местные власти выделили новую квартиру в Бангладеш, с чем он категорически не согласен. Мол, места чужие и люди незнакомые. Это мы с вами понимаем, что имелся в виду строящийся тогда Юго-Западный массив Еревана, окрещенный за свою отдаленность ереванцами Бангладеш.
В аппарате Генсека этого не знали. И оттуда письмо вернулось с суровой резолюцией: "Обеспечить гражданина СССР, ветерана ВОВ Погоса Погосяна квартирой в пределах республики". Потом Советский Союз начал потихоньку распадаться, у нас началось карабахское движение, затем война и пришел черед "открытых писем" на национальную тематику. И опять писали не кому-то там, а сразу первому лицу: сначала Горбачеву, потом, естественно, Ельцину. Создателем этого жанра у нас, считаю, сегодня уже патриарха, Зория Балаяна. Ну а дальше понеслось. Этот своеобразный эпистолярный жанр в народе остроумно окрестили, как "письма Русскому царю". Все течет, все меняется.
Скажем, в журналистике сегодня полностью исчез жанр фельетона или очерка. Казалось, что и жанр, подобный письмам, со временем должен был исчезнуть. Ан нет. На днях читаю открытое письмо президенту Российской Федерации В.В. Путину. Пространное письмо нашего уважаемого писателя - вся история Карабаха, изложенная на хорошем литературном армянском. Ну, написали и написали. Нет проблем. Рассказали о турках главе государства, которое за последние 400 лет с этими турками воевало 12 раз, а Карабах 200 лет назад отбило у персов.
Проблема в другом. Пишем письма, создаем всенародно в воображении приятные для себя во всех отношениях мифы, а потом страшно расстраиваемся, когда они рассыпаются, столкнувшись с реальностью. Делим мир на друзей и врагов. Ждем от друзей только дружественных действий и разочаровываемся, когда люди, народы, государства поступают не так, как нам хотелось бы. Политологи считают это уделом неопытных в государственном и политическом построении народов и государств. Это надо признать. Это надо осознать. Когда же осознаем и трезво начнем смотреть на мир вокруг нас, то перестанем обижаться на этот самый мир.
Кто на стратегического союзника, кто на соседей, а кто на продвинутую, демократическую Европу. А письма? Что письма? Письма надо писать. Человек с большой буквы, академик Дмитрий Лихачев нашел время и написал "Письма о добром и прекрасном". Получилась целая книга, адресованная молодому поколению, в которой ученый, которого называли "совестью нации" рассказывал о Родине, патриотизме, о духовных ценностях человечества. Вот за такие письма, я двумя руками "за"!