Высокому гостю из Москвы приехать в Ереван и не посетить мастерскую Сарьяна, все равно что не увидеть Матенадаран или проигнорировать дегустационный зал Ереванского коньячного завода. Между тем, Николай Анисимович Щелоков был по положению не просто высоким, а очень высоким гостем, не только в силу служебного положения. Щелоков был близким другом самого Брежнева, а это покруче любых тостов и эполет.
Если говорить о так называемых "силовиках" (такого термина в те времена не было), то, конечно, председатель КГБ всегда считался (и являлся) фигурой покрупнее, чем министр внутренних дел. Да, эти организации извечно соперничали друг с другом, а во времена Щелокова их конкуренция и вовсе переросла в глухую вражду. Но, Щелоков был другом Брежнева, а Андропов, при всех своих заслугах перед Центральным комитетом и лично ее генеральным секретарем – сердечным другом не был.
Так вот, в самый пик своего величия, а именно в 1971 году, приезжает союзный министр в Ереван поучаствовать в празднествах по случаю 50-летия армянского МВД. Гостя привечают по высшему разряду, а поскольку министр знал толк в искусстве, то приводят в дом-музей Мартироса Сарьяна.
Великий живописец, а Мартиросу Сарьяну было к тому времени уже за 90 лет, как может рассказывает визитеру о своих картинах, Щелоков слушает и смотрит с неподдельным вниманием, и тут особенно по душе ему приходится картина "Полевые цветы".
Здесь требуются два пояснительных слова. Дело в том, что Щелоков и в самом деле понимал и любил искусство. Впервые в истории своего сурового ведомства он открыл в нем "Университет культуры", где ректором стал Арам Хачатурян, а в числе заведующих кафедрами тоже наш соотечественник Лев Кулиджанов. Таким образом интерес генерала к живописи не был обычной данью вежливости. И то, что ему так понравились "Полевые цветы", свидетельствовало об утонченности вкуса.
А вот дальше начинается уже чистый детектив, и тут уже я прибегаю к помощи моего давнего друга генерала Оскиана Галустьяна, служившего в то время помощником министра ВД Армении.
-Заметив особенный интерес гостя к полотну с цветами, руководство МВД Армении решает выкупить картину и подарить ее Щелокову. Однако, нюанс в том, что сам художник предлагал от всего сердца преподнести эту картину в дар,- рассказывает Галустьян.
-Почему?
- Я думаю, что поводом послужил разговор. Николай Анисимович спросил у Сарьяна: "Откуда у вас такой чистейший русский?" Тот ответил: "Я же родом из Нахичевани-на-Дону. Мы с вами почти земляки, вы ведь с Луганщины?"
Далее Сарьян и Щелоков стали разговаривать о живописи, как профессионал с профессионалом.
- Как бы там ни было, после отъезда Щелокова музею выплачивают символические деньги, а "Полевые цветы" с нарочным летят в Москву – вспоминает Оскиан Галустьян
Висела ли она какое-то время в служебном кабинете Щелокова, у него дома или сразу же была отправлена в музей МВД, понять трудно. Версий было много. Но то, что Щелокову преподнесли в виде живописи взятку, чистая ложь.
Что дальше? Дальше Брежнев умирает и главным в стране становится Юрий Андропов. Начинается, как водится, борьба с коррупцией и недавний шеф КГБ первым делом берется за своего давнего недруга, министра внутренних дел. В числе предъявленных обвинений – "нецелевое использование финансовых средств", растраченных, в частности, на приобретение "Полевых цветов".
Дарил эту картину Сарьян Щелокову или не дарил, никого уже не интересует – неугодного новому генсеку человека надо смести. И это происходит.
…13 декабря 1984 года разжалованный генерал армии надевает парадный мундир с орденами и выстрелом в висок картечью из охотничьего ружья убивает себя.
Годом раньше, не выдержав опалы, из наградного пистолета мужа застрелилась жена Щелокова.
Борьба с коррупцией в СССР вступала в новую фазу.