ЕРЕВАН, 9 фев - Sputnik, Карине Арутюнян. Художница Жанна Хлгатян написала икону "Разрушение ада" еще в 1994 году, а сейчас отправила свое произведение в Нагорный Карабах, чтобы работу установили в монастыре Дадиванк.
Отметим, этот средневековый монастырский комплекс после недавней войны перешел под контроль Азербайджана и охраняется российскими миротворцами.
Полотно армянской художницы, однако, так и не доехало до Дадиванка, поскольку азербайджанцы не разрешили паломникам, отправившимся 7 февраля в монастырь в сопровождении российских миротворцев, войти в храм. Кстати, художница не знала об этом и с удивлением отреагировала на новость.
"Ну что я могу сказать? Это плохо", - возмущенно сказала Хлгатян.
Ведь согласно договоренности в сопровождении российских военных армянские паломники могут посещать монастырь. Что произошло на этот раз Sputnik Армения пока не удалось получить комментарий.
Она рассказала, что в далеком 1994 году решила изобразить "Разрушение ада" и подарить церкви Србоц Наатакац (Святых мучеников) в ереванском Давташене. Завершив картину, художница так и поступила. Икона была размещена в церкви Србоц Наатакац - именно рядом с ней верующие ставили свечи.
"Когда Адам и Ева согрешили и попали за это в ад, Иисус освободил их. Он вывел их обоих оттуда, держа за руки. Картина рассказывает именно об этом. Она символизирует спасение", - сказала художница.
Хлтагян рассказала, что картина почернела от копоти зажженных рядом свечек и нуждалась в реставрации. Пять лет назад она отреставрировала ее, но все равно видно, что полотно не новое. Она написала копию иконы и подарила церкви Србоц Наатакац, а эту решила отправить в Дадиванк.
Художница хочет видеть икону именно в Дадиванке, поскольку она своим обликом и "прожитой жизнью" подойдет старинному монастырю. Кроме того, символика полотна крайне подходит Карабаху в нынешних реалиях.
"Силой Божьей души наших детей, пропавших без вести, погибших, должны выйти из ада. Работа также символизирует спасение Дадиванка", - сказала она.
Художница также создала хоругвь (религиозное знамя. - ред.) для собора Христа Всеспасителя (Казанчецоц) в Шуши и надеялась, что 9-10 ноября ее увезут и установят в церкви. Признается, что со слезами подарила ее церкви Святого Иоанна Крестителя в ереванском Конде.
Дадиванк - армянский монастырь IX—XIII вв. в полукилометре к северу от реки Тертер в Нагорном Карабахе. Архитектурный комплекс расположен на высоте 1100 м на южном склоне лесистой горы. Название монастырского комплекса связано с именем Св. Дади (плюс корень "ванк" - монастырь), который проповедовал христианство на западе Армении и был учеником апостола Фаддея — одного из семидесяти учеников Христа. По преданию, монастырь был построен над его могилой.
Монастырский комплекс Дадиванк, как и все другие карабахские храмы, не действовал примерно 100 лет. После утверждения советской власти в 1921 году они были закрыты, и снова открылись только после провозглашения независимости НКР. Дадиванк был превращен азербайджанцами в хлев. Его восстановили, отстроили, реставрировали и освятили.
После подписания трехстороннего заявления о прекращении огня в Карабахе Карвачар (Кельбаджар), где расположен монастырь, был передан Азербайджану, хотя ВС этой страны не смогли продвинуться в этом направлении. Но поскольку Дадиванк – уникальная христианская святыня, которому грозило осквернение и уничтожение, важный религиозно-культурный объект был взят под охрану российскими миротворцами. Здесь остались также армянские священнослужители.