Под доносящиеся с шествия оппозиции громкие крики в духе "Никол - предатель", "Никол, уходи" входим в Музей народного искусства в Ереване, где проходит выставка-продажа сувениров, книг и икон, привезенных из Дадиванка. Этот уникальный средневековый монастырский комплекс находится в Нагорном Карабахе, на территории Карвачара (Кельбаджара), перешедшего под контроль Азербайджана согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября.
Обстановка в музее резко контрастирует с происходящим на улице. Людей мало, никто ничего не кричит, хотя у них причин для этого куда больше. Например, в одном из уголков музея сидит жена старосты села Дадиванк Арпи Саркисян. Она одета во все черное.
"Своими руками отдали": настоятель Дадиванка не знает, как будет покидать монастырь
Ее супруг до последнего дня войны воевал в Шуши. Женщина, узнав о сдаче села Дадиванк азербайджанской стороне, сожгла два принадлежавших им дома. Только из одного она успела вывезти вещи, другой же сгорел дотла - со всем имуществом внутри.
- О чем мне говорить? Не о чем говорить, - сказала она, отмахнувшись от наших вопросов и скорбно склонив голову.
Впрочем, о чем тут спросишь... Муж Арпи Саркисян уже вернулся с фронта, находится в Ереване, жив-здоров, но...
- А как он себя чувствует?
- Как все, - говорит с горечью женщина, и я не смею сказать, что не согласна с ней.
Всего несколько минут назад перед моими глазами прошли сотни людей, требовавших отставок десятков людей, у которых в свою очередь хватает требовать что-то в ответ и/или оправдываться. Арпи Саркисян же, как и ее муж, все односельчане, как и десятки тысяч арцахцев, обессилена кошмаром, выпавшим на их долю.
– А что вы намерены теперь делать? Поедете обратно в Карабах или останетесь здесь? Или вообще хотите покинуть родину?
- Вернемся в Карабах, если вернут наше село, – говорит женщина и впервые за беседу улыбается.
- Но разве это возможно?
– Нет, - звучит спокойный ответ.
Арцахцы смирились - если не с новым раскладом, то с логикой сложившейся ситуации. Жена настоятеля Дадиванка Ованнеса Ованнисяна - Вера Ованнисян, которая также приехала в музей, рассказывает, что с первого дня войны они поняли, что обычных боев не ожидается.
"Прощание со святыней": о чем молились армяне в Дадиванке - фото из серии "No comment"
В окна музея виден дождь, который с утра моросил в туманном и неуютном декабрьском Ереване.
- В Карабахе сейчас весна, такая хорошая погода, не представляешь, солнце, все зеленое, 12-15 градусов тепла, – мечтательным голосом говорит она.
Семья Веры не потеряла дом или село - они живут в Ванке, каждый день приходили на работу в Дадиванк. Вера Ованнисян совсем недавно побывала в родном селе, посетила также Степанакерт, Аскеран.
- В Карабахе до шести часов все нормально, обычная повседневная жизнь, но после шести боишься выйти, вдруг турки (так армяне называют также азербайджанцев - ред.) придет и скажет: это мой дом, это моя гора. Страшная ситуация. Народ выживет, если Россия возьмет оставшуюся часть Карабаха под свое крыло, даст статус. Но люди говорят, что без Армении мы не войдем в состав России. Ведь как такое возможно: те же армяне, одна кровь, и часть будут гражданами России, а другая - Армении? - говорит Ованнисян.
В Музее народного искусства выставлены экспонаты, привезенные из Дадиванка, - книги, иконы, сувениры, фотоальбомы. А арцахские женщины испекли свежие женгялов хац, пахлаву и гату. Директор музея Лусине Тороян представляет посетителям образцы, говорит, что вся выручка будет направлена вынужденно переселенным арцахцам. Посетители задают вопросы о Дадиванке, а Тороян подробно отвечает.
- Я могу рассказать, как госпожа Вера, столько мы говорили, - улыбается она людям.
Жена настоятеля монастыря рассказывает мне, что в Дадиванке нет азербайджанцев или удин, а армяне могут раз в неделю отправиться в паломничество.
- Каждое воскресенье из Степанакерта на автобусах людей везут в Дадиванк, до села Чаректар. Дальше в сопровождении российских миротворцев они идут в монастырь. Наши священники посменно проводят литургию. Мы вынесли из монастыря немногое, колокола, хачкары остались, - рассказывает она.
Жительница Мартакерта - Астхик Давтян, которая во всех вопросах содействовала проведению выставки, рассказывает, что удины даже не заходили в монастырь. 6 декабря распространились фотоснимки, на которых удинский священник стоял на фоне монастыря. Отмечалось, что в монастыре они провели богослужение. Однако Давтян утверждает обратное.
- На протяжении 70 лет монастырь был в их руках, пусть хоть камешек бы сложили там. Он был полностью предан забвению, его превратили в сарай, - говорит она.
Именно в этот момент на мониторе, размещенном в зале музея, появляются кадры из Дадиванка. На одном из них запечатлен настоятель Ованнес Ованнисян.
- Как ваш супруг? - спрашиваю я Веру Ованнисян.
- Лечится, - говорит она.
На мой вопросительный взгляд она не отвечает: мол, состояние здоровья мужа - меньшее из зол, которое им пришлось пережить.
Учитывая пожелания посетителей, выставка-продажа в музее будет действовать еще один день. Вся выручка от продажи экспонатов - начиная со свежеиспеченной гаты за 300 драмов (около 60 центов) и заканчивая серебряным ожерельем с медальоном в форме Дадиванка за 25 000 драмов (около 48 доллара) - будет передана беженцам Арцаха.
Мы все обязаны откликнуться на громкое молчание тех, кто лишился разом всего, лишился родины. Особенно, если после прочтения этого текста у вас возникло желание отправиться в паломничество в Дадиванк, то следует помнить, что беречь нужно не только монастыри, но и людей...