Ереван еще не сказал "да", или Почему Алиев спешит с Нахичеванской магистралью

Азербайджан в одностороннем порядке начал работу над реализацией 9-го пункта ноябрьского трехстороннего заявления, касающегося разблокирования транспортных коммуникаций.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Артем Ерканян, Sputnik Армения

14 февраля президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в церемонии закладки фундамента железнодорожной линии Горадиз - Агбенд. Это участок магистрали, способной связать железнодорожные сети Азербайджана и Армении, обеспечив связь Баку с Нахичеваном.

Транскавказская железная дорога: кто будет при делах, а кто "пролетит"

Железная дорога по границе с Ираном через Мегри и Нахичеван была построена еще в 1936-м году. В 1941-м году она стала звеном глобальной транспортной цепочки – в районе Джульфы состыковались железнодорожные сети Советского Союза и Ирана. В результате первой карабахской войны дорога была не только перекрыта, но и частично разобрана. Строительство Худаферинского водохранилища привело к тому, что свыше 15-и километров железнодорожного полотна оказалось под водой. Рельсы на участке от Худаферина до границы с Арменией ушли на металлолом – за ненадобностью. Сейчас магистраль на востоке доходит до Горадиза. От него до Сюникской области Армении 100 километров. Именно столько рельсов и предстоит проложить азербайджанским железнодорожникам.

В конце декабря Ильхам Алиев заявил, что этот проект будет реализован в течение двух лет. Но замечу, что Армения своего согласия не давала. Так что строящаяся на востоке магистраль упрется в шлагбаум на границе с Сюником. Она сможет служить лишь жителям Зангелана и Джебраила, если они, конечно, захотят вернуться на родину. Но вовсе не для этого Алиев выделил из бюджета десятки миллионов долларов. Предназначение дороги совсем иное. Она призвана обеспечить прямую связь "материкового" Азербайджана с Нахичеванской автономией и далее – с Турцией. Неспроста в Баку этот проект уже прозвали "туранским коридором".

Деблокада коммуникаций сама по себе позитивна, однако... Кочарян выразил опасение>>

Сейчас задача бакинских правителей – убедить соседей в том, что затея выгодна не только Азербайджану, но и всем странам региона. Именно это и попытался сделать Ильхам Алиев своим выступлением на церемонии забоя первого костыля в шпалы строящейся дороги Горадиз — Агбенд. Он направил несколько сигналов, адресовав их Москве, Тегерану и Еревану. Президент заявил, что этот проект "будет играть особую роль в долгосрочном развитии региона, обеспечивая стабильность и сводя к нулю риск войны". Москве он пообещал, что благодаря этой дороге будет обеспечен новый выход на Иран. А Еревану предложил воспользоваться "историческим шансом" обрести доступ одновременно к Ирану и России. Но обратим внимание на важное обстоятельство – Ильхам Алиев особо подчеркнул, что железнодорожная связь между Россией и Арменией возможна только по территории Азербайджана.

Все эти утверждения спорные. Ирану и России незачем связывать особые надежды с перспективой восстановления связи через нахичеванскую Джульфу. Ведь близится к завершению строительство магистрали Казвин-Решт-Астара, которая состыкует железнодорожные сети Азербайджана и Ирана на юго-восточном берегу Каспийского моря и станет звеном глобального коридора Север-Юг.

Прокладку рельсов планируется завершить в конце года. Для переправки грузов между Ираном и Россией эта дорога удобнее и дешевле, чем магистраль через Джульфу. Так что Тегерану и Москве новый алиевский проект не должен быть особо интересен.

Что же касается интереса Ереване, то тут все еще более неоднозначно. Алиевский проект вовсе не станет для нас панацеей. Намек бакинского правителя на то, что благодаря новому транспортному коридору Армения станет транзитной страной со всеми вытекающими отсюда геополитическими преимуществами, не может быть убедительным. Ведь, как я уже пояснил, у дороги через Решт и Астану куда больше шансов стать транзитной, чем у магистрали через Джульфу и Мегри. Да и для коммуникации с Россией нахичеванская дорога вовсе не оптимальная. Нужно иметь в виду, что перед Арменией начала вырисовываться новая достаточно отчетливая перспектива прямого выхода на Россию. В начале февраля парламент Абхазии официально обратился в Госдуму, подтвердив готовность начать предметные консультации об условиях восстановления железнодорожного сообщения по берегу Черного моря. На этот раз сухумские власти настроены на решительные шаги в направлении прорыва транспортной блокады. Стоит ли говорить о том, насколько важно это для Армении?

Атаев: открытие железной дороги из России в Армению через Абхазию - затратный проект

Похоже, именно эта инициатива сухумских властей и осторожный оптимизм экспертов и заставили Ильхама Алиева форсировать строительство дороги Горадиз - Агбенд, Задача понятна – доказать России, что для выхода на Армению ей вовсе нет смысла тратить сотни миллионов долларов на восстановление рельсов в Абхазии, поскольку Азербайджан готов обеспечить эту связь абсолютно бесплатно. Это тот самый случай, когда уместно вспомнить об известной поговорке о бесплатном сыре в мышеловке. В Баку осознают, что если в переговорах по вопросу задействования абхазского участка произойдет прорыв, интерес Армении и России к нахичеванскому проекту резко снизится, поставив под сомнение его перспективы. В результате Азербайджан может лишиться не только возможности доступа к своей полуанклавной автономии, но и не сумеет обрести механизм прямого влияния на Армению. "Право шлагбаума" сулит много геополитических преимуществ, но не факт, что Азербайджан его получит.

Если абхазский участок транскавказской железной дороги действительно будет разблокирован, не будет абсолютно никаких резонов перевозить грузы по восточному направлению. Скромная пропускная способность черноморского маршрута в полной мере компенсируется безопасностью и отсутствием политических рисков. Каспийский маршрут в этом смысле не выдерживает конкуренции. Даже если оставим в стороне политические обстоятельства (а они, согласитесь, приоритетны), совершенно очевидно, что алиевский вариант длиннее и дороже. Чтобы доехать от Еревана до границ России локомотиву придется преодолеть путь через Ерасх, Нахичеван, Мегри, Али-Байрамлы, далее по Апшерону в сторону Дагестана. В советское время грузовой состав по этому маршруту добирался за три дня. В новых условиях путешествие может затянуться на неделю. Ведь на пути аж четыре таможенных барьера: Ерасх-Садарак, Ордубад-Агарак, Нрнадзор-Агбенд, Ялама-Самур.

Абхазское предложение не заманчиво для Еревана, или Почему грузинский путь лучший>>

Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что забив первый костыль в шпалы новой магистрали, Ильхам Алиев несколько поспешил. Форсируя строительство дороги Горадиз-Агбенд президент Азербайджана, конечно же, стремился оказать косвенное давление на ход переговоров вице-премьеров России, Азербайджана и Армении, которые в рамках созданной 11-го января рабочей группы продолжают обсуждать перспективы восстановления в регионе транспортных коммуникаций. Таким образом, Баку стремится показать, что нисколько не сомневается в исходе этих консультаций. Между тем, Армения еще не сказала "да". Убедят ли сигналы Алиева Мгера Григоряна и Алексея Оверчука?