Иджеван как предчувствие, или Когда военных патрулей еще не было на дорогах Армении

В Армении проводится разметка новых рубежей с Азербайджаном. В итоге на некоторых дорогах страны уже появились посты ВС Азербайджана. Колумнист Sputnik Армения вспоминает те времена, когда по дорогам республики можно было ехать, не опасаясь за свою безопасность.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

То и дело появляющиеся слухи (а нередко и факты), что часть наших дорог, так или иначе, контролирует Азербайджан, еще недавно могли показаться неудачной шуткой. Сегодня так не кажется.

Сигары из Еревана, осетрина из Баку: как армяне развивали почтовый бизнес

Не так давно (в историческом измерении), приезжая в Иджеван, мало кто отказывал себе в удовольствии завернуть в азербайджанский Казах, где был щедрый и дешевый придорожный рынок.

В середине 80-х граница между республиками обозначалась постами ГАИ: с одной стороны – армянским, чуть дальше – азербайджанским. И там, и там, увидев корреспондентскую "Волгу", гаишники брали под козырек: питая особое расположение к "Известиям", глава МВД Армении, генерал Паталов выдал машине милицейские номера. Помогало.

В начале 90-х подъехал к армянскому посту встретить "Тойоту" с японскими журналистами, совершающими турне по Закавказью. Наши гаишники стояли уже с автоматами, азербайджанские – тоже. Неприятно кольнуло в сердце – дорога военизировалась на глазах.

Сегодня на многих участках наших дорог люди в военной форме и с автоматами в руках представляют уже три страны: Армению, Азербайджан и Россию. Что есть, то есть. А что было?

Мы, наши горы, GPS… Или кто и как делит армянские земли>>

…Если бы в путешествии из Еревана в Дилижан, а затем и в Иджеван понадобилась "машина времени", лучше американского грузовика "Студебеккер" ничего бы не нашлось. Эти сделанные за океаном автомашины оказались в Армении после войны и показали себя на трудовом фронте ничуть не хуже, чем на боевом.

Хачкары, КГБ СССР И ЮНЕСКО: борьба за культурное наследие армян продолжается

Как раз на таком "Студебеккере" я, будучи где-то десяти лет от роду, отправился в выбранном родителями направлении, чтобы провести беззаботное дачное лето. Наш путь лежал в город Дилижан, точнее, в Головино, не входившее тогда в состав Дилижана, а жившего своей самостоятельной жизнью.

Путь к нему был долог и извилист в буквальном смысле слова. Извилистость начиналась тотчас за Ереваном, взлетала к так называемому "Сухому Фонтану", где в радиаторах автомашин вскипала вода, затем дорога вела дальше и приводила в Раздан (тогда – Ахта).

То, во что превратилась та старая дорога Дилижан-Иджеван-Тбилиси, можно увидеть сегодня, однако, едва ли кто обратит на нее внимание. Но автор так не может – люди его поколения ту дорогу помнят и в некотором смысле чтят. Ведь это – дорога их детства, затем юности, она оставалась таковой вплоть до 60-х годов прошлого столетия, когда проложили ту самую автостраду, по которой мчимся сегодня.

А тогда, доведя до Раздана, извиваясь и кружа, дорога подводила к Севану. Для недолгого обозрения озера стояло нечто дощато-саманно-глинобитное, имевшее вывеску "Минутка". Давали шашлык, иной раз кюфту, но, прежде всего, свежевыловленный "ишхан" – от молоди, которая едва пошла в рост, до матерых "ябаны". Сравнивать их с прудовой форелью наших дней – все равно, что, выпивая самогон с биндюжником, делать вид, будто пообщался с князем.

Это нужно в каждом доме: как евреи могут помочь армянам Тавуша спастись от огня на границе>>

Далее дорога приводила "Студебеккер" к первой завитушке знаменитого дилижанского серпантина и начинался спуск в долину, иногда опасный, но всегда головокружительный – в первую очередь, от завораживающей красоты (да, нынешний тоннель заметно сокращает путь, но ровно на столько же сокращается время для встречи с прекрасным).

Заброшенное армянское село на границе с Турцией, или О чем шумит река на заставе

В Головино въезжали спустя 5-6 часов (представьте только, сколько "пилить" до Тбилиси!) после старта в Ереване и подруливали к школе, выкрашенной, как и все в округе, в известково-бледный цвет. Несколько классных комнат сдавались дачникам.

От Головино до Дилижана – рукой подать: в памяти остался провинциальный городок, окруженный сосновым лесом с дивным озером под боком. И никаких вам Домов творчества, к которым в середине 60-х живо потянулась музыкальная и кинематографическая элита страны и мира.

Первым заявил о себе Дом творчества композиторов, куда в сезон (если ты не Моцарт или не друг председателя Союза Эдуарда Михайловича Мирзояна) попасть было невозможно. А какие люди приезжали сюда погостить? Бенджамин Бриттен, Дмитрий Шостакович, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, а Авет Тертерьян жил здесь безвыездно. Точно так же с Домом кино.

Дальше дорога приводила в Иджеван. Слева и справа – сады и виноградники, табачные плантации, а также будораживший детское воображение иджеванский "сумасшедший дом" (психиатрическая лечебница). А в общем, как и в Дилижане, в Иджеване тоже ничего особенного не было. Особенное появилось в густые советские времена, когда первый секретарь райкома Джемма Гургеновна Ананян задумала разбить в центре города "Сад камней".

Паники в Тавуше нет, но что-то происходит - о ситуации у села Азатамут>>

Из Грузии, Азербайджана (с каждым годом география расширялась) приезжали скульпторы, находили в парке глыбы мрамора, гранита, туфа, базальта, и, отсекая лишнее, создавали прекрасное. Скульпторов вкусно кормили и щедро поили.

…Если вы окажетесь в Женеве на побережье одноименного озера, то увидите площадь Молар. Когда-то местные власти объявили здесь конкурс на лучший проект по его реконструкции, и сегодня, проходя по ней, вы увидите булыжники с надписями на английском, арабском, испанском, китайском, русском, французском языках (армянского я тогда не видел). Надписи такие: "Здравствуйте", "Добрый день", "Добрый вечер", "До встречи", "Спасибо".

Напомнило "Сад камней" Иджевана тех времен, когда по нашим дорогам можно было ехать когда, куда и за чем хочешь, а единственной вооруженной силой на них был гаишник с пистолетом в кобуре.