Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле заявила о намерении направить в Карабах миссию (в составе – представители России, Франции, США и международной организации "Голубой щит"), которая попытается спасти от разрушения памятники культурного и религиозного наследия армянского народа.
"Попытается", как это ни грустно, вовсе не означает, что спасет. Такие попытки уже предпринимались, есть что вспомнить. Дело было на армянском кладбище в Джульфе (Нахичеван), и кто бывал на нем или проезжал мимо, тот согласится, что да, кладбище, но больше – музей хачкаров. То есть, такие же памятники культурно-религиозного наследия, за которые собирается сегодня побороться ЮНЕСКО в Карабахе. Дай Бог удачи, но тогда в Джульфе ЮНЕСКО проиграло.
Как и почему? Ниже хроника варварства, происходившего от имени и по поручению тогдашнего руководства Азербайджанской ССР.
1998 год. С армянского кладбища удалено 800 хачкаров. Вмешивается ЮНЕСКО и разрушение приостанавливается.
2002 год. Погромы на кладбище возобновляются с новой силой.
2006 год. От кладбища не остается и следа: хачкары разрушены (либо превращены в стройматериал), ландшафт выровнен.
Май 2006 года. Власти Азербайджана запрещают комиссии Европарламента осмотреть бывшее армянское кладбище.
Армянская церковь сообщила об осквернении азербайджанскими силами Зеленой часовни в Шуши>>
2010 год. Сообщения очевидцев о разрушении кладбища подтверждает Американская ассоциация содействия развитию науки. Поскольку туда не пустили даже американцев, то выводы делаются на основе снимков, сделанных со спутников.
Напоминаем еще раз: до разрушения армянское кладбище в Джульфе было крупнейшим в мире сохранившимся средневековым кладбищем хачкаров, а искусство их создания включено в составленный ЮНЕСКО список культурного наследия человечества.
Смысл содеянного? Тот же, что и в разрушениях обычных надгробий армянских могил на отошедших Азербайджану территориях в Карабахе – нет памятников, нечего вспоминать об истории народа, жившего и творившего на этих землях. А если что-то и останется, то вскоре забудется – время летит быстро.
Как получится с нынешней миссией ЮНЕСКО в Карабахе, поживем – увидим, но вот о Джульфе есть незабываемая история.
Род войск – пограничники, командование – КГБ СССР. Место постоянной дислокации – Нахичеванская АССР. Задача – охрана государственной границы Советского Союза с Исламской Республикой Иран. Главные действующие лица операции: директор Ереванского коньячного завода Михаил Ханоян и директор Ереванского НИИ математических машин (затем многие годы председатель правительства Армении) Фадей Саркисян.
Предпосылки успеха: традиционно добрые отношения армян с пограничниками.
"Крайняя религиозная нетерпимость": Эчмиадзин осуждает обстрелы собора Шуши>>
В альбоме Ануш Ханоян (дочери тогдашнего директора коньячного завода) хранится фотография. Вот она.
Девять солдат-пограничников вот-вот погрузят в грузовик хачкары. Один из них привезут в Ереван и установят на территории коньячного завода. Другой будет установлен на территории ЕрНИИММ, больше известного как "Институт Мергеляна".
Как видим, погрузка шла не под покровом ночи, а ясным днем, под прикрытием и с прямым участием солдат пограничного отряда. Готовых к погрузке хачкаров – четыре, возможно, в кузове грузовика с армянскими номерами были еще? Не знаю.
На снимке хорошо видны порушенные хачкары, картина напоминает свалку надгробий покойников после расстрела.
Люди обычно умирают и покоятся там, где жили, вот и умерших в Джульфе хоронили на городском кладбище, и тот, кто хоть раз его видел, никак не может понять, почему кладбище объявили албанским? Как это: жили армянами, а умирали албанцами?.. Возможно ли повторение пройденного в Карабахе, где памятники культурно-религиозного наследия решат объявить безымянными?
…Вопрос: зачем Михаилу Ханояну с Фадеем Саркисяном понадобилось затевать все это? Затем, что они были патриоты не на словах, а на деле.
Говорят, чтобы привить детям любовь к Отечеству, нужно, чтобы эта любовь изначально была у отцов. У отцов Ханояна и Саркисяна такая любовь была. Потом она перешла к ним, потом к их детям, дальше к внукам, и так из поколения в поколение.