Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Из собранных десяти миллиардов долларов Дамаску не перепадет ничего. Зато неплохо "погреют руки" боевые формирования и кланы по всему периметру сирийской границы.
"Махровый цвет" сирийской революции
Новые сирийские реалии наступают параллельно с новой внешней политикой, которой придерживается администрация американского президента Байдена. Уже неоднократно, на уровне Госдепа, заявлялось о том, что выводить свои войска с территории страны американцы не будут. А ведь гражданскую войну, которая вот уже более десяти лет разрывает на части многострадальную страну, в свое время спровоцировали сами же Соединенные Штаты.
Делалось это с использованием проверенного, испытанного и обкатанного инструментария – той самой технологии "цветных революций". К ней сверхдержава прибегает для того, чтобы поменять руководство той или иной страны, позиция которой не устраивает тех, кто в высоких кабинетах конструирует глобальную геополитическую дипломатию Соединенных Штатов.
Однако похоже на то, что нынешняя вашингтонская администрация решила пойти дальше своих предшественников. Чиновники из Госдепа уже вполне официально, на полном серьезе говорят о том, что раньше обсуждалось лишь келейно. Отныне же США намерены открыто помогать тем оппозиционным анклавам, которые организовались на сирийской территории в результате десятилетней гражданской войны.
То есть Вашингтон озвучил свое намерение помогать сирийским оппозиционным силам, не подчиняющимся законно избранному руководству страны, сидящему в Дамаске. Тем самым американцы поддерживают дальнейшую эскалацию вооруженного противостояния в стране.
Правда, госсекретарь Соединенных Штатов Энтони Блинкен говорит, что "единственное долгосрочное решение, которое позволит прекратить эти страдания, — это политическое урегулирование и прекращение конфликта". Такой подход, по идее, должен бы подразумевать стремление помочь найти точки соприкосновений в позициях сирийских властей и разношерстной оппозиции.
Однако на самом деле США, похоже, придерживаются иного подхода. Государственный департамент выбрал тактику "ползучего" расширения так называемого "ооновского мандата оказания трансграничной помощи" тем силам, которые продолжают воевать против официального Дамаска.
То есть по логике вещей американцы попросту поддерживают в Сирии те силы, которые намерены разорвать страну на несколько частей.
Сирийская "анклавная элита" создается искусственно
И хотя в переговорах же с теми силами в СБ ООН, которые против такого механизма (речь идет в первую очередь о России и Китае), американцы говорят исключительно о гуманитарной помощи, на самом деле источники на местах утверждают другое. А именно – эта ооновская гуманитарная помощь, поставляющаяся в страну, неконтролируема властями.
Она уже стала неплохим (вернее даже очень хорошим) источником для стабильных доходов отдельных кланов, которые сами контролируют поступающие продовольствие, медикаменты и все остальное.
То есть получается, что американцы попросту отстаивают возможность контролировать процесс укрепления позиций так называемой "местной оппозиционной элиты". Ну и те, соответственно, получают больше возможностей для сопротивления законно выбранным властям страны.
Словом, логика в том, что делают Соединенные Штаты, действительно есть. Правда, логика эта отнюдь не способствует процессу успокоения все еще взрывоопасной ситуации в стране в целом. Однако похоже на то, что именно этим американцы отнюдь не озабочены.
Завершившаяся пятая Брюссельская конференции "Поддержка будущего Сирии и региона" (так называемая конференция "сирийских доноров") во всей своей красе показала, на что направлены на сирийском плацдарме усилия США и ее союзников.
Об этом открытым текстом говорил заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Марк Лоукок: "4,2 миллиарда долларов на помощь сирийцам в их собственной стране и 5,8 миллиарда долларов для сирийцев, которые искали убежища в соседних странах".
О том, что "кто платит, тот и заказывает музыку"
Получается, участники конференции, на которую не были приглашены официальные власти Сирии, собирают средства (порядка десяти миллиардов долларов) на помощь Сирии. И распоряжаться этой суммой будут исключительно в обход Дамаска. Ну и, конечно же, на этой конференции о самом главном прозвучали лишь редкие голоса.
О том, что причиной тяжелейшей гуманитарной ситуации, сложившейся в результате гражданской войны и коронавирусной пандемии стали жесточайшие односторонние санкции против Сирии. О том, что для выхода из этого ужасающего гуманитарного кризиса необходимы не только продовольствие и медикаменты, но и начало процесса восстановления инфраструктуры, уничтоженной войной.
Как сказал заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин: "…все эти призывы игнорируются в угоду политизированным установкам на отказ от гуманитарного восстановления и дискриминацию правительственных территорий, удушение санкциями с требованием политических преобразований в Сирии".
А ведь десять миллиардов долларов, которые доноры собрали якобы для помощи сирийскому народу – это для страны, задыхающейся в тисках санкций, навязанных в первую очередь Соединенными Штатами Америки, огромная цифра, которая действительно могла бы помочь. Но… Как говорится, "тот кто платит, тот и заказывает музыку". А платят те, кто отнюдь не намерен поддержать страну или бороться с международным терроризмом.
Платят: США – 600 миллионов, Саудовская Аравия - 560 миллионов, ЕС – 560 миллиардов, Германия и Франция – по 1,7 миллиарда. То есть страны, у которых вполне конкретное, свое собственное видение того, "что делать с Сирией". И интересы государства отсутствуют там напрочь. Ни количество пострадавших в ходе войны, ни количество голодающих и болеющих от коронавируса не интересуют.
Главное – зажать страну до того состояния, чтобы она либо исчезла с карты мира как цельное государство (как случилось с той же Ливией), либо заставить, чтобы ушло законно избранное руководство во главе с Башаром Асадом. Есть, правда, еще кое-какие интересы у тех же европейских столиц. Так, Германия и Франция платят по 1,7 миллиарда, потому что у них складывается достаточно тяжелая ситуация с беженцами.