ЕРЕВАН, 30 мар — Sputnik. Заявления руководства Армении, касающиеся пересмотра отношений с Турцией, вызвали серьезную обеспокоенность в обществе. Некоторые эксперты полагают, что эта повестка сформирована не в Ереване.
Ранее секретарь Совбеза Армен Григорян в интервью Общественному телевидению, отвечая на вопрос ведущего, является ли Турция враждебным для Армении государством, сказал, что "мы должны внести некоторые корректировки в наши подходы". По его словам, однозначно утверждать, что никакой угрозы от Турции не исходит, было бы неверно, но общие процессы в регионе открывают и другие возможности.
В свою очередь премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что "в регионе у нас есть враги, но давайте зафиксируем, что чем больше мы считаем их врагами, тем больше они считают нас врагами". Пашинян считает необходимым сформировать в регионе благоприятную атмосферу вокруг Армении, а "для этого мы должны изменить свою точку зрения относительно региона".
Комментируя эти высказывания, тюрколог Варужан Гегамян в интервью Sputnik Армения выразил уверенность, что подобные заявления звучат периодически и вовсе не случайны.
"Речь идет не о недоразумении, а о последовательной политике. К сожалению, она заслуживает лишь негативной оценки, так как рассчитана, в первую очередь, на внутреннюю аудиторию, но при этом не исходят из интересов Армении и армянства", - отметил Гегамян.
По его мнению, подобные заявления ставят под вопрос само существование армянской государственности. Ведь первоочередной целью существования государства на этой территории было обеспечение физической безопасности армян. Этот же тезис лежал в основе Карабахского движения. Данная задача, по словам эксперта, никуда не делась, поскольку в Азербайджане или Турции отношение к армянам и Армении не изменилось.
"Более того, после окончания боевых действий в Карабахе антиармянские выпады не только не прекратились, но приобрели новое качество и проявляются по-новому. Доказательством тому служит отказ от возвращения наших братьев, находящихся в плену в нечеловеческих условиях", - отметил Гегамян.
Что касается заявления главы МИД Армении Ара Айвазяна о том, что в министерстве не знают о каких-либо обсуждениях с Турцией, то эксперт обратил внимание на формулировку "не знают". Это "незнание", по сути, не исключает самого факта проведения каких-то переговоров. А если судить по обсуждениям вопроса открытия коридора через Сюник, то, с точки зрения Гегамяна, можно предположить, что дискуссии все же ведутся.
"Тем хуже, если глава МИД о них не знает. Невозможно, чтобы это происходило в отрыве от внешнеполитического контекста. Учитывая риторику армянских властей, можно сделать вывод, что переговоры проводятся на основе турецких предусловий", - считает эксперт.
Он подчеркнул, что Анкара всегда оказывала давление на Ереван, требуя отказаться от политики международного признания Геноцида армян. И боевые действия в Нагорном Карабахе никоим образом не изменили это предусловие для нормализации армяно-турецких отношений, выдвинутое Анкарой.
Получается, что Турция продолжает вести враждебную политику в отношении Армении, и это не получает адекватной реакции со стороны официального Еревана. Наоборот, выступления властей Армении, с точки зрения эксперта, носят пораженческий характер, содержат в себе попытку задобрить и угодить Турции в надежде на решение существующих проблем в регионе.
"Но это – не просто проявление невежества властей Армении, а, фактически, предательство интересов страны. Если нынешнее руководство останется у власти, то последует полный отказ от национальных проектов", – полагает Гегамян.
Азербайджан и Турция, по его словам, продолжают рассматривать Армению во всех своих проектах как угрозу, которую нужно устранить, и работа в этом направлении продолжается. Если есть какие-то сомнения по поводу того, к чему ведет попытка "задобрить" Анкару, то достаточно посмотреть на ситуацию в Сирии, Ираке или Ливии.
В свою очередь глава Армянского центра американских исследований Сурен Саркисян считает, что отношения между Ереваном и Анкарой могут развиваться по двум сценариям – нормализация и примирение. Между ними есть существенная разница: первый из них выгоден Армении, второй – Турции.
"За концепцию урегулирования отношений (без предусловий) выступали 3 бывших президента Армении, и они работали в этом направлении", – отметил Саркисян на своей странице в Facebook.
Вторая концепция сводится к тому, чтобы "забыть прошлое и начать все с чистого листа". Это, по мнению Саркисяна, турецкая повестка.
"Из нее вытекает, что нужно забыть Геноцид армян, вывести из внешнеполитической повестки задачу международного признания и начать "добрососедство". Вместе с тем, это значит вбить клин между Арменией и Диаспорой", – уверен политолог.
Именно поэтому, по его словам, секретарь Совбеза Армении призывает изменить отношение, именно поэтому руководителя парламентской фракции "Мой шаг" Лилит Макунц хотят назначить послом в США, а премьер заявляет о необходимости формирования благоприятной атмосферы вокруг Армении.
"То есть власти Армении и Турции идут по сценарию Анкары, и делают это в преддверии 24 апреля, когда международный игрок в лице США близок к признанию Геноцида на высшем уровне", - отметил Саркисян.
По его мнению, армяно-турецкую повестку можно было выработать еще три года назад. А если власти хотят сделать это сейчас, то можно начать после 24 апреля, опять же, если "если это нетурецкая повестка".
Ранее омбудсмен Арман Татоян заявил, что власти Азербайджана продолжают пропагандировать ненависть к Армении и армянам при открытой поддержке Турции.