Богатый коллекционер Басмаджян пропал более 40 лет назад: его искали спецслужбы всего мира

Почти детективная история: много лет назад пропал один из богатейших коллекционеров живописи Гариг Басмаджян. Ни одна из версий, связанных с его пропажей не нашла подтверждения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Каждому свое. Версаче коллекционировал парфюмерию и мебель, Владимир Набоков – бабочек, Михаил Ханоян, незабываемый директор Ереванского коньячного завода – сабли и кинжалы, я собираю друзей, а Гариг Басмаджян коллекционировал картины. В 1989 году он приехал из Лондона в Москву и исчез.

Ищут его (теперь увы, скорее. то, что могло бы от него остаться) по сей день. Розыском занимались: ЦРУ, КГБ СССР, МВД СССР, лондонские сыщики, московский адвокат Карен Нерсесян открыл с этой целью собственное сыскное агентство. Отчего переполох? Сказать, только из-за того, что его состояние превышает 300 миллионов долларов, неправильно, здесь задето и профессиональное честолюбие сыщиков, не сумевших довести дело до конца.

"Тяжелая вода" для Артура и Сержа, или Как в Армении "шпионов" ловили

Теперь коротко о Гариге Басмаджяне: коллекционер, родился в Иерусалиме, (по другим данным в Бейруте), переехал на родину предков, в конце шестидесятых учился на филфаке Ереванского Университета, потом увлекся живописью и сказал сам себе: "Что ты можешь делать, Гарри, в этой жизни, чтобы у тебя не было финансовых трудностей, и в то же время, чтобы ты не ушел от искусства?" У меня был кризис - примерно шесть месяцев. А потом я понял, что могу покупать и продавать картины".

Сказано-сделано: за первые картины он выложил пять тысяч долларов - гонорар за выпущенную в Америке книгу "Армянская поэзия". С этого начал. Кстати сказать, первая выставка, которую коллекционер организовал в 1978 году в небольшом арендованном помещении, была посвящена работам армянских художников.

Затем стал приобретать картины и старых, и молодых мастеров, но не по принципу: "Налетай торопись, покупай живопись!" - начинающий коллекционер обладал тонким чутьем и отменным художественным вкусом.

После гибели в Карабахе за написанные им картины дают миллионы, но поздно: история солдата>>

Не только в коллекционировании, прошу заметить. В Ереване Басмаджян встретил свою будущую жену, этническую армянку с французским гражданством, после свадьбы в 1972 году чета переехала в Париж. Там молодой супруг организовал собственное издательство, но денег оно почти не приносило. Деньги потекли позже. Чтобы без утомительных подробностей: к 1989 году он уже стал одним из самых богатых коллекционеров в мире, в том же году приехал в Москву и пропал.

Цель приезда: документально оформить дар Эрмитажу и обсудить сделку по продаже Советскому Союзу картины художника Боровицкого "Портрет Д.С. Яковлевой". А еще Басмаджян собирался заняться выставкой Михаила Брусиловского, для чего при посредничестве Министерств культуры СССР приобрел около пятидесяти полотен живописца. Дел, как видим, много, но к началу августа он планировал вернуться в Париж. Время поджимало.

Из хроники расследования. Утром 29 июля в номер Басмаджяна пришли сын армянского художника Ерванда Кочара (для малосведущей молодежи наших дней - автора памятника Давиду Сасунскому на привокзальной площади Еревана) Айказ и его жена Лала Мартиросян. Спустя пару часов в номере раздался звонок. Поговорив по телефону, Гариг достал свой паспорт и сообщил знакомым, что ему нужно отъехать на переговоры. Он отметил, что продлятся они недолго — и уже через час вернется обратно.

Как народный художник России "взял" крепость Карса

Айказ и Лала спустились с Гаригом в холл, где Басмаджяна ждал незнакомый им мужчина лет тридцати, среднего роста, с вьющимися светлыми волосами, одетый в бежевую рубашку и брюки.

Увидев, как Басмаджян сел вместе со спутником в бежевые "Жигули", супруги ушли. Час спустя они вернулись в гостиницу — но Басмаджяна там не было. Айказ и Лала прождали приятеля еще пару часов, но Гариг не появился ни вечером, ни на следующий день. Родственники забили тревогу и первым делом обратились в Посольство Франции в Москве. Дипломаты сообщили о происшествии Прокуратуре МВД и КГБ СССР. Люди в мундирах допросили около тысячи знакомых коллекционера, были посланы запросы в больницы и морги, исследованы ближайшие к гостинице чердаки и подвалы. Пусто.

Версии. Самая вероятная – похищение, однако с требованием о выкупе в переговоры с родственниками никто не вступал и денег не требовал.

Версия по тем временам несколько экзотичная, но не лишенная здравомыслия - Басмаджян, активно помогавший Армении деньгами, мог погибнуть от рук группировок из Азербайджана. Гипотеза не подтвердилась.

"Побольше абсурда, господа!" Кто и как разрушает Армению похлеще ядерной бомбы>>

Одна из самых распространенных – лондонские сыщики предположили, что Басмаджян мог не ограничиваться легальной деятельностью и быть причастным к скупке в СССР и продаже на Западе картин и разнообразного антиквариата. Тоже не удалось доказать, и летом 1995 года расследование было приостановлено.