Москва, Белый зал президиума Академии художеств России. Мольберт с завешанной до поры до времени картиной. В зале много известных Москве армян, однако, главное действующее лицо - Евгений Максимов, академик, народный художник России, заслуженный деятель искусств России. Проходит презентация картины Максимова "Взятие русскими войсками крепости Карса".
Почему Карс? Все началось в 2012 году, когда вице-президент АФК "Система", известный общественный деятель Сергей Ашотович Мндоянц организовал поездку в Карс-Эрзрум-Баязет-Ван-Муш-Сарыкамыш. Такой вот близкий сердцу каждого армянина маршрут.
Кто-то как Андраник Мигранян снимал любительский фильм, кто-то как Сергей Мндоянц записывал свои впечатления в дневник, Евгений же Максимов делал то же, но в виде зарисовок, из которых потом родилось то самое батальное полотно. А приглашенная публика с интересом слушала рассказ о том, как началась и чем завершилась битва за древний Карс, столицу армянского Карского царства, превращенного в турецкую крепость.
Крепость была построена в 1850-х годах и стала одной из самых сильных крепостей Турции. Что бы это значило в натуре? Четыре группы укреплений с высотой валов в шесть метров и толщиной до десяти метров. Укрепления связывались друг с другом траншеей, между которыми стояли полевые батареи. Здесь же казематы, казармы, пороховые погреба. Впереди укреплений и траншей - рвы, глубиной до трех и шириной до восемнадцати метров.
И самое главное – местоположение. Крепость стояла на возвышении и как бы парила в высоте, контролируя таким образом все окружающее пространство. Наверное, не только мне вспомнился Шуши времен первой Карабахской войны: попробуй, возьми. Армяне попробовали и взяли. Потом совсем уж бездарно отдали…
Но еще задолго до этого русские войска брали Карс. Как это было? В течение недели шла интенсивная бомбардировка укреплений, затем - штурм крепости. Турецкий гарнизон – это свыше восемнадцати тысяч солдат и офицеров и триста три пушки. Русские войска – двадцать восемь тысяч человек и сто двадцать шесть орудий - все под командованием генерал-лейтенанта Лазарева, уроженца города Шуши Российской империи.
Кто из армян еще? Еще начальник Эриваньского отряда генерал-лейтенант Арзас Тер-Гукасов, генерал-майоры Алхазов, Лорис-Меликов, Денибеков. Плюс поручик Абрамеликов, капитаны Арутюнов и Долуханов, подполковник Меликов, а также добровольческий полк под командованием полковника Ениколопова.
Не стояло в стороне и местное армянское население: обеспечивали действующую армию транспортом, помогали в лечении раненых, снабжали войска продовольствием. Армяне служили проводниками, при ночном штурме Карса из одиннадцати проводников и переводчиков штурмующих колонн восемь были армяне.
Утром 6 ноября 1855 года Карс был взят. Уцелевшие при штурме турки капитулировали. Бежать удалось только небольшой группе всадников и коменданту крепости Гуссейну-Хами-паше. Потери турецких войск (убитыми и ранеными) составили около семи тысяч человек, русских - две тысячи триста.
По утверждению Ваагна Крбекяна, автора книги "Участие армян в русско-турецкой войне 1877–1878 годов" с присоединением Карса территория Армении составила около семидесяти тысяч квадратных километров. Что осталось на сегодня, знаем, что может получиться, если не сумеем удержать оставшееся, можно только гадать.
Карсская эпопея оставила свой след и в искусстве. Многие видели и помнят картину Васнецова "Известие о взятии Карса", Кившенко – "Вход русских войск в Карс", английский живописец Томас Джон Баркер нарисовал "Сдача Карса, Крымская война", Алексей Кившенко (автор знамениотой картины "Военный совет в Филях") назвал свое полотно "Победный въезд", композитор Модест Мусоргский создал торжественный оркестровый марш "Взятие Карса".
В Академии художеств России карсский победный сюжет получил продолжение в принятой под аплодисменты новой картине Евгения Максимова. Свежи в его памяти и впечатления от поездки: ошеломительные пейзажи, незабываемая природа и тут же ошарашивающее варварство. Большая часть храмов и других памятников армянской культуры снесена, с огорчением отметил академик.