Марианна Пайтян, Sputnik Армения
Армения, пожалуй, единственная в мире страна, откуда в мирное время эмигрируют, а возвращаются – во время войны. Последняя война в Карабахе в очередной раз подтвердила данный постулат. Даже в условиях ограничений, введенных из-за пандемии, прибывающие в Армению самолеты были битком набиты пассажирами и помощью, собранной диаспорой.
"Снаряд упал, и я лишился рук": как армянский миротворец нашел силы жить дальше>>
Наши соотечественники разных возрастов возвращались, чтобы принять участие в войне. Приезжали отцы с сыновьями, братья, друзья... Активнее всего действовали съезжающиеся из Москвы, Воронежа, Краснодара, Нижнего Новгорода и многих других городов. И далеко не все они вернулись в Россию. Некоторые, к сожалению, погибли, а другие решили остаться здесь жить. 40-летний Самвел Мкртчян — как раз из их числа.
Самвел родился в селе Караглух Вайоцдзорской области Армении. 17 лет назад он переехал в Нижний Новгород. Время от времени ненадолго возвращался в Армению, но каждый раз разочаровывался и возвращался в Россию. Работал в сфере строительства, делал все, что попадалось – от ремонта до возведения зданий с нуля. В России обзавелся семьей, женился на русской женщине, сыну Ваге 5 лет. Весть о войне молниеносно дошла и до Нижнего Новгорода.
"Там у нас большая армянская церковь: помню, вечером 27 сентября там иголке негде было упасть, люди пришли помолиться за нашу страну, за наших ребят", — рассказывает Самвел.
Армянская община тут же самоорганизовалась, каждый готов был отдать последний рубль, чтобы хоть как-то помочь родине. На протяжении нескольких дней боеспособные ребята собирались и обсуждали планы. Вначале думали, что все это продлится несколько дней, что пока они доберутся до Армении, война закончится, и их приезд окажется бессмысленным... как во время апрельской войны.
Спустя дней десять стало понятно, что скорого завершения не будет. У Самвела - двойное гражданство, и во избежание лишних разговоров сказал жене, что получил повестку и должен срочно лететь в Армению. 11 октября он сел в самолет․
"Самолет был набит битком ... кроме людей там были тонны помощи, он был настолько тяжелым, что едва оторвался от земли...", — вспоминает он.
Все были воодушевлены, считали минуты, когда самолет приземлится.
"Двенадцать ребят из числа тех, кто прилетел нашим рейсом, погибли. Если бы каждый родитель пришел и встал рядом со своим сыном, может быть этого бы не произошло. Если бы каждый брат вернулся, встал рядом с братом…", — Самвел не договаривает, долго молчит, а потом добавляет, что никого не может обвинять.
На следующий день он отправился добровольцем на юго-западную границу Арцаха. Говорить обо всем, что видел и пережил, не хочет. Даже на посиделках с друзьями обходят эту тему стороной.
"Не нужно нас героизировать, все сделали 18-19-летние парни, это они герои".
Через несколько дней Самвел перешел на оборонительные позиции Капана, где и находится по сей день. Рассказывает, что выстрелы полностью не стихли даже после официального окончания войны. Бывает, что азербайджанцы стреляют порой даже из крупнокалиберного оружия: напоминают, что они рядом.
После войны Самвел решил остаться на родине. В тяжелую годину каждый нужен своей стране. И эти тяжелые времена настали. Уехать можно, когда все хорошо, но сейчас каждый из нас должен обустраивать страну, уверен он.
Русская жена переезжать в Армению отказалась... Он не уезжает, жена не приезжает – расстались по телефону.
Самвел хочет сделать Армению лучше для своего пятилетнего сына, живущего в России. Чтобы и у него была родина.
Она сказала ему "да" прямо в больнице: история войны, любви и свадьбы армянского солдата>>
"Ребенок дорог, но Родина дороже ... может здесь и трудновато жить, но поверьте, эта трудная жизнь даже слаще, чем жизнь вдали от Родины...".
Наш герой говорит, что далеко не он один решился на этот трудный шаг. Некоторые из его друзей, например, решили остаться. Недели две назад и брат с семьей вернулись из Воронежа. А те, кто не вернулся, душой все равно в Армении. Они до сих пор продолжают помогать стране и армии. На днях ребята из Нижнего Новгорода подарили внедорожник постам в Капане.
Сам Самвел хочет из добровольца переквалифицироваться в контрактного военнослужащего. Его место в Армении. На границе. С оружием в руках.
"Мы должны стать хозяевами своей страны. И пусть никто не говорит, мол, вот это правительство, это не знаю что... Мы — солдаты, наше дело – защищать границы, нам нет дела до политики. Многие уезжают, но немало людей и возвращаются. Сейчас все должны вернуться".
Говорит, что усиление и благоустройство родины – это не только военная служба, нужно изменить демографическую картину страны. Он решил, что у него будет еще как минимум трое сыновей, Самвел добавляет, что это наш общий долг. В конце пожимает мне руку, уверенно смотрит в глаза и обещает, что если снова будет война, на этот раз мы точно победим․․․