Был конец 1980-х: Армению "трясло" в прямом и переносном смысле, в Ереване тысячи людей собрались точно в один кулак и поддержали освободительное движение в Нагорном Карабахе. Советские власти держали карабахскую проблему за семью замками, пресса молчала во имя "интернационального братства", и люди узнавали обо всем в самой гуще событий - на площадях, где проходили митинги.
В 1988 году Тиграну Ханумяну, погибшему в последней карабахской войне, было всего 16 лет. Но он с первых же дней присоединился к массовым акциям.
Борьба Тиграна за Карабах началась в 1988 году. Сперва на площади - с листовками в руках, а впоследствии - с оружием на передовой…
Как все начиналось...
Было 3 сентября 1972 года. Внезапно поднялся невиданный ураган.
"Был такой сильный ветер, что в роддоме захлопнулись двери и окна, стекла разлетелись. Роды были тяжелыми. Ребенок после появления на свет не издавал ни звука. Врач сказал, что Бог поспел на помощь твоему сыну. Вдруг мой мальчик закричал, и ураган прекратился", - в рыданиях рассказала мать Тиграна - Люба Ханумян.
Ее муж - Валерий Ханумян - также не может сдержать слез. Богом данного сына супруги потеряли спустя 48 лет после того памятного дня․
Род Ханумянов из Карабаха: летние каникулы семья проводила в селе Айгестан (тогда Баллыджа).
Всякий раз, когда они ездили в родное село, бабушка Тамара обязательно инициировала матах (традиционное жертвоприношение. - ред.), говорила: чтобы не сглазили Тиграна, он очень красивый. Голубоглазого, светловолосого красавца с детства учили, что "турки нам не друзья" (турками армяне называют также азербайджанцев. - ред.).
И началось движение…
Разведчик, воин-освободитель, участник первой карабахской войны Вова Варданов заметил Тиграна в 1988 году. 16-летний парнишка (его звали Чуто) привлек внимание своей активностью и нетипичной для армянина внешностью. Примерно через год они познакомились, а спустя полгода началась война. Многие мальчики, раздававшие листовки, присоединились к национально-освободительному движению в Арцахе, и Тигран был одним из них.
Легендарный разведчик признается, что работать с неопытными 16-17-летними юношами было настоящей головной болью, они даже в армии не служили (Тигран перенес операцию на почки в 14 лет, и вообще был освобожден от службы армии).
"Эти ребята совались куда ни попадя", - вспоминает Вова Варданов. Он взял парней в свой отряд, начал тренировать, готовить, обучать искусству выживания.
Тигран получил боевое крещение, защищая границы Армении: Иджеван, Ноемберян, Шамшадин (ныне Берд). Везде проявлял себя с лучшей стороны, принимал участие в разработке и проведении сложных разведывательных операций.
В конце 1991 года по желанию Вазгена Саргсяна (один из основателей Армянской армии, Спарапет, будущий премьер-министр Армении, убит в ходе теракта в парламенте 27 октября 1999г. - ред.) к группе Варданова присоединился Монте Мелконян (в последствии национальный герой Армении. - ред.), взяв также некоторых своих друзей по оружию. Это было временное "объединение" - чтобы Монте познакомился с Арменией и адаптировался. В сентябре Монте отделился со своей небольшой группой.
Вазген Саргсян предложил Варданову отдать в отряд Монте несколько парней. После собрания двое молодых людей изъявили желание присоединиться к группе․ Одним из них был Тигран. Он оставался с Монте до самой его смерти, участвовал в важных операциях и кровопролитных боях.
Скромный герой и душевный человек…
Тигран был жизнерадостным, общительным человеком, любителем посиделок, душой компании, однако о своих боевых заслугах разглагольствовать не любил.
Сестра его, Гоар - сотрудник фонда Музея-института Геноцида армян. Она вспоминает, что в 2004 году музей получил в дар книгу о Карабахской национально-освободительной борьбе. Листая ее, на одной из страниц она с удивлением обнаружила фотографию брата. Французский фотограф армянского происхождения Макс Сиваслян сделал этот снимок в апреле 1994 года после тяжелых, кровопролитных боев за Гюлиджу.
"Чувство гордости переполнило душу, в горле стоял ком. Я почти ничего не знала о боевых подвигах Тиграна, ведь он никогда не рассказывал. Когда интересовалась, расспрашивала, он улыбаясь говорил: "Как-нибудь расскажу". Вернувшись домой, я с воодушевлением рассказала Тиграну о фотографии. Он был очень удивлен, не знал, что его фотографировали. Лишь позже он поведал об этом дне. Оказывается, на протяжении нескольких дней они оставались без еды и сна, в Гюлидже шли действительно ожесточенные бои, которые переломили ход событий на фронте. Сам Макс Сиваслян в книге отмечает, что бои были очень тяжелыми: больше всего погибших он видел именно во время битвы за Гюлиджу", - рассказывает Гоар.
Сейчас она собирает, словно паззл, фрагменты боевого пути брата, записывает, приводит в порядок историю героя – оборонительные бои в Шаумянском районе, освобождение Гарадаглы, боевые действия по освобождению сел Кичан-Срхавенд Мартакертского района, в составе группы особого назначения, освобождение Шуши…
Шуши как особая любовь Тиграна
В 1992 году, когда готовилась операция по освобождению Шуши, Монте Мелконян был против участия в нем ребят из Мартунинского отряда, поскольку опасался, что по Мартуни может быть нанесен одновременный удар. И все же он согласился, чтобы в операции участвовала небольшая группа оттуда.
В составе этой группы вновь оказался Тигран, его включили в боевые действия по главному, северному (Степанакерт-Шуши), направлению, под командованием Валерия Читчяна. Именно парни из этого направления первыми вступили в Шуши.
После освобождения Шуши Тигран продолжил борьбу: боевые действия по направлению Авдал Гюлаплу, в ходе которых было остановлено наступление турецких "Серых волков" и чеченских боевиков со стороны Аскерана, дальше – оборонительные бои при Мартуни, разведывательные операции, бои при Горадизе и Гюлидже… Каждая освобожденная пядь земли ему была важна, но Шуши был дорог особенно…
"Тико особо любил Шуши, возможно, по-хозяйски, так как он освобождал город. Шуши был для него святыней", - говорят близкие погибшего героя.
Вова Варданов вспоминает, что во время каждой поездки в Арцах, даже если в программе не было визита в Шуши, Тигран непременно отделялся от группы, чтобы побывать в своем любимом городе.
В 2007 году 35-летний Тигран исполнил свою давнюю мечту и обвенчался в храме Христа Всеспасителя Казанчецоц в Шуши. Молодоженов благословил тогдашний глава Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви Паргев Мартиросян.
Вселенная Тиграна и его сердце
Белла родом из Арцаха. Уверена, что Тигран был предназначен ей судьбой. За несколько месяцев до встречи с суженым она в шутку сказала подружкам, что выйдет замуж за голубоглазого Тиграна и уедет жить в Ереван. Сама Белла в то время жила в Степанакерте, не имела понятия о существовании Тиграна, никогда ни слышала о нем и не видела его. Несколько месяцев спустя их познакомил общий друг.
"Перед Тиграном невозможно было устоять", - говорит Белла, и впервые за нашу беседу в ее глазах мелькает улыбка.
Она вспоминает, что когда родилась старшая дочка, Ани, он никому не доверял купание малышки. Ани, которой сейчас 12, была для папы целым Миром, Вселенной, а 5-летняя Татев – его Сердцем.
Он был заботливым отцом, светлым, жизнерадостным человеком и большим патриотом. Белла – винодел по профессии, и Тигран говорил, что они всей семьей переедут в Карвачар, заведут там виноградники…
"Когда началась война, я просила его, говорила: ты же уже немолод, двое детей, не уезжай, но…" - с болью говорит вдова.
Последний бой
Тигран всегда говорил, что пули летят мимо него, как в фильмах, когда вокруг все взрывается, пули проносятся мимо героя, но в него не попадают.
"В этот раз я назначил его водителем санчасти, но он все жаловался, мол, зачем, ты меня сюда определил. Потом назначил водителем машины связного взвода, хотя на поле боя это условные позиции…" - рассказывает Вова Варданов.
На этот раз Тигран начал боевой путь в Карвачаре, а завершил его на одном из самых опасных участков - в Тагаварде. Командир Варданов говорит, что на опасные и сложные участки были распределены по 1-2 опытных ветеранов войны 90-х. Тигран как раз находился на одном из таких опасных участков Тагаварда…
Утром 9 ноября Тигран позвонил домой, как обычно… А в последующие дни звонков от Тиграна больше не поступило. Армянские позиции в Тагаварде атаковали турецкие спецназовцы, военные и сирийские боевики․ Тигран Ханумян погиб именно 9 ноября, во время перестрелки, от пули снайпера, скорее всего, так и не узнав, что Шуши, который он освобождал, сдан Азербайджану.
Незавершенная история
Перед тем, как отправиться на войну, Тигран обещал младшей дочке Татев: "Вот покончу с турками и вернусь".
"Как их много, этих турок, они все не заканчиваются, чтобы папа пришел домой", - говорит пятилетняя малышка.
Она по-прежнему ждет папу и рисует для него…