Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Президентские выборы по действующей Конституции
Изначально можно было не сомневаться, что после заявления парламента Сирии о проведении президентских выборов 26 мая следует ожидать резкого роста напряженности в стране, где уже свыше 10 лет продолжается противостояние. Собственно говоря, так и случилось сразу же после того, как 18 апреля с парламентской трибуны было официально заявлено, что в голосовании могут участвовать граждане САР, находящиеся в стране.
Граждане, выехавшие за пределы государства, могут проголосовать 20 мая в дипмиссиях Сирии за рубежом. Подобный подход парламента к предстоящим выборам имеет законное обоснование. Попытки официального Дамаска совместно с оппозицией составить новую Конституцию пока не увенчались успехом.
Конституционный комитет Сирии (куда включены представители и власти, и оппозиции), созданный усилиями международного сообщества, так и не сумел найти общие точки соприкосновения по этой теме. Переговоры, которые велись в рамках женевского и астанинского форматов, каких-либо ощутимых результатов не дали.
Новую Конституцию за прошедшее время создать не удалось, поэтому законно избранные власти решили организовать выборы, в соответствии с нынешним Основным законом. Согласно этому документу, полномочия действующего главы государства истекают в июле 2021 года, по истечении 7 лет президентства Башара Асада.
"Черное золото" Сирии: чем чревато десятилетие беспрецедентного грабежа и насилия
Глядя на клубок противоречий между странами региона и геополитическими игроками, в центре которого сегодня оказалась Сирия, можно с легкостью спрогнозировать очередной виток напряженности на этом фронте. Тем более, если учесть противостояние между Ираном и Израилем, обострившееся на фоне попыток США нащупать почву под ногами для возвращения к ядерной сделке (против чего категорически выступает Тель-Авив).
Нельзя также сбрасывать со счетов агрессивную политику Турции у границы с Сирией, а также недовольство курдских отрядов, опасающихся снижения влияния США в регионе.
Израиль стремится удержать США в регионе
Мотивы американцев, старающихся поскорее избавиться от проблем с Ираном и Ближним Востоком в целом, понятны: Вашингтон намерен использовать свой дипломатический и военный потенциал на других фронтах. К примеру, эти мощности могут понадобиться США на территориях у границ России (страны Балтии, Беларусь, Украина), в государствах Южного Кавказа, а также на азиатско-тихоокеанском направлении, где Китай все настойчивее наступает американцам на пятки.
На фоне этого "североатлантического далека" Иран со своими программами (как ядерной, так и баллистической) и Сирия с нефтью и международным терроризмом кажутся мелочью.
Другое дело, что подобный подход Вашингтона не одобряют его ближневосточные союзники и партнеры. Как уже говорилось, это не устраивает Израиль: для него ограничение влияния США в регионе смерти подобно. То же самое можно сказать и о Саудовской Аравии, которая никак не наладит отношения с Ираном. Как минимум, два упомянутых государства стремятся обострить ситуацию на Ближнем Востоке, чтобы американцы одумались и не искали легких путей в этом регионе.
Эскалация на сирийском плацдарме (Тель-Авив старается) и обострение в Йемене (тут уже действует Эр-Рияд) нужны как раз в качестве инструмента влияния на принятие решений Белого дома.
Как показал опыт, для нового взрыва в Сирии (даже в нынешней ситуации, когда Дамаск при помощи российских ВКС контролирует 90% территории страны) нужна лишь самая малость: к примеру, решение провести президентские выборы, согласно действующей Конституции, которую так и не удалось изменить, несмотря на все старания международного сообщества.
Накануне Большой войны: удар по Ирану накроет не только Залив и Ближний Восток>>
Ведь для того, чтобы обострить конфликт в этой многострадальной стране, достаточно подстрекнуть оппозицию, привыкшую за последние 10 лет отстаивать свою точку зрения исключительно с помощью оружия. Это относится и к курдским формированиям, действующим на севере и востоке САР, и к тюркским отрядам, которые дислоцируются вдоль границы с Турцией.
Неужели в Сирии все начнется по новой?
Официальный Дамаск, конечно же, осознает риски и даже ожидает роста напряженности на фоне предстоящих президентских выборов. Власти САР не сомневаются, что тот же Израиль способен на сотрудничество с любыми силами, "хоть с ангелом, хоть с чертом", лишь бы до предела накалить ситуацию в соседней стране (с дальним прицелом на Иран).
С момента решения парламента Сирии о проведении президентских выборов прошло всего несколько дней, а количество горячих точек на карте страны уже резко увеличилось.
Число провокаций Израиля выросло настолько, что МИД САР вынужден был обратиться в Совбез ООН с призывом осадить "ретивого агрессора". В частности, речь идет о последнем ракетном ударе с воздуха по окрестностям Дамаска.
"МИД Сирии призывает ООН и Совет Безопасности Организации осудить вероломную израильскую агрессию в окрестностях Дамаска, а также все систематические и скоординированные акты агрессии против суверенитета Сирии, которые совершают Израиль, США и Турция", - отмечается в заявлении внешнеполитического ведомства страны.
Особенно примечательно звучит это заявление на фоне сообщения Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), согласно которому той же ночью в 30 километрах от Димоны (в этом городе находится ядерный реактор) упала сирийская ракета "земля-воздух".
Курды как предмет торга: почему даже провальная операция "Коготь орла-2" на руку Эрдогану>>
Стоит добавить, что буквально за день до этого активность проявили также курдские боевые формирования (так называемая милиция). В Камышлы курды устроили перестрелку не с кем-нибудь, а с ополченцами-союзниками правительственной армии Сирии. В результате инцидента есть убитые и раненые. По некоторым данным, разнимать воюющих пришлось российской военной полиции.
С учетом негативной реакции курдских, тюркских и арабских сил оппозиции, официальной Анкары на планы провести президентские выборы, следует предположить, что провокации в этом регионе только начинаются. Если принять во внимание также отказ Вашингтона от участия хотя бы в качестве зрителя в очередном раунде астанинских переговоров, то вывод напрашивается сам собой: безусловно, в Сирии все может начаться по новой…