Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Жесткая позиция Вашингтона (в том числе и в Сирии) уже привела к отказу Ирана от прямых переговоров с ЕС и США по "ядерной сделке".
Семь американских авиабомб по антитеррористическим группировкам в Сирии
О том, что новая администрация Белого дома будет продолжателем внешнеполитического курса, которого придерживался президент Барак Обама (отнюдь не Дональд Трамп), было понятно еще во время предвыборных выступлений Джо Байдена и его команды. Было очевидно, что США очень быстро свернут геополитические разработки Госдепа времен Майка Помпео.
А это означало, что ни о каком выводе войск, скажем, из Афганистана, а тем паче из Сирии и речи быть не может. Наоборот, на ближневосточном направлении американская позиция стала намного жестче.
Свидетельством этому являются участившиеся ракетные и бомбовые удары по позициям официального Дамаска не только со стороны главного регионального союзника США - Израиля, но и самих американских военных.
Недавние события на сирийско-иракской границе служат тому подтверждением. Там американские истребители F-16 нанесли серию ударов (7 высокоточных бомб) по позициям проиранских группировок "Катаиб Хезболлах" и "Катаиб Сайид аш-Шухада", которые поднялись в воздух с ближневосточной военной базы (предположительно, из Омана). Разбомбили инфраструктуру неподалеку от пункта по пересечению границы между Сирией и Ираком, близ населенного пункта Эт-Танф.
И только после того, как удар уже был нанесен, и погибли, судя по информации, 22 человека, Вашингтон выступил с заявлением и объяснениями по поводу этой операции. Да и кому на самом деле адресованы эти объяснения, если в них нет никакой конкретики и фактов, свидетельствующих, что действительно убили тех, кто обстреливал "зеленую зону" в Багдаде?
Тут уж больше логики в том, чтобы поверить официальному Тегерану, который осудил действия Вашингтона, утверждая, что вышеназванные группировки действуют достаточно эффективно в борьбе с остатками бандформирований "Исламского Государста" (ИГ - террористическая группировка, запрещенная в РФ и ряде других стран. - ред.). Иран именно потому и оказывает им возможную поддержку оружием и боеприпасами, инструкторами и так далее, чтобы поставить заслон международному терроризму еще на дальних подступах к своим собственным границам, в Сирии и Ираке.
Однако есть у операции, проведенной американскими военными неподалеку от Эт-Танфа, еще и второе дно, о котором в Вашингтоне, ну конечно же, сейчас предпочитают не упоминать. Дело в самом Иране и в том, что администрация Байдена никак не может определиться с "ядерными" договоренностями.
"Второе дно" военной операции США в Сирии
С одной стороны американской дипломатии, конечно же, хотелось бы отказаться от иранских санкций и вернуться в рамки ядерных договоренностей, из-за которых никак не наладятся даже союзнические отношения с европейскими подписантами Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Как говорится, с воза прочь – кобыле легче. Можно будет сконцентрировать силы и внимание на главных идеологических, политических и экономических конкурентах – на России и Китае.
Израиль обвинил Иран в атаке на свое судно
Тем более, как уже было сказано, администрация Байдена является прямым последователем внешнеполитического курса Обамы, который, собственно, и подписывал те самые "ядерные" соглашения. Но с другой стороны, ведь существует Израиль, для которого возвращение США в рамки СВПД сродни Дамоклову мечу.
А в сложившейся предельно взрывоопасной ситуации на Ближнем Востоке американцам совсем не хочется терять своего самого верного и преданного союзника. Ведь у Вашингтона сейчас и с Турцией взаимоотношения отнюдь не нормальные, хоть она и член НАТО, и с саудитами, кажется, очередной косяк выходит из-за "дела Хашукджи" (санкции уже пошли). И на этом фоне еще отношения с Израилем портить?
Вот и мечутся американские дипломаты и высокопоставленные чиновники из Госдепа, проводят закулисные переговоры со своими израильскими коллегами, пытаясь убедить их, что "вовсе не так страшен черт (то есть СВПД для Израиля), как его малюют". Тем более, что между Вашингтоном и Тель-Авивом и так уже пробежала черная кошка из-за того, что премьер Израиля Биньямин Нетаньяху был очень близок с прежним президентом Трампом.
Вырисовывается весьма интересная схема, при которой Израиль "не обижается" на Соединенные Штаты даже в том случае, если те смягчают санкции и даже начинают переговоры о своем возвращении в рамки "ядерных" договоренностей с Ираном. И ради этого американские военные, дислоцированные в Заевфратье, начинают активно вытеснять оттуда иранских инструкторов и проиранские группировки.
И по ним же в свою очередь Израиль очень активно опустошает свой арсенал авиабомб и ракет "воздух-земля" с другой стороны, на западе Сирии, вплоть до Дейр-эз-Зора. Да и самим американцам напряг на сирийском плацдарме может быть выгоден. В том плане, что во время переговоров по снятию иранских санкций Тегеран может быть и сговорчивее.
Иранская подоплека и Дамоклов меч над Тель-Авивом
На самом деле если в Вашингтоне надеются именно на это, то, скорее всего, ошибаются. Иран вряд ли сейчас пойдет на попятную, поскольку какая-то определенная "красная черта", связанная с СВПД уже пройдена. И эта красная черта – запрет специалистам из МАГАТЭ посещать ядерные объекты и недавнее заявление Тегерана о том, что он не намерен остановиться даже в случае, когда речь пойдет о 60-процентном обогащении урана. Более того, Иран уже отказался от прямых переговоров по "ядерной сделке" с ЕС и США.
А заявление о 60-процентном уране было самым жестким ответным вызовом иранского руководства в адрес администрации Байдена. И сейчас все понимают, что если американцам не удастся в ближайшие три месяца определиться со своей позицией (именно столько времени обещал Иран хранить данные с видеонаблюдения ядерных объектов), то Израилю не остается ничего, как ударить уже по самой иранской территории.
Тем более что сейчас вдруг выясняется, что несмотря на разногласия вокруг иранской проблематики, Тель-Авив и Вашингтон очень даже неплохо сотрудничают на этом самом сирийском плацдарме. И если командование российских Военно-космических сил, действующих в Сирии, американцы предупреждали о бомбежке на сирийско-иракской границе всего лишь за четыре минуты до удара, то в Тель-Авиве о военной операции были в курсе задолго до этого.
В этом плане, кстати, к американским дипломатам есть еще вопросы, связанные с каналами между их и российскими военными группировками, расположенными на сирийской территории. Именно об этом, кстати, на днях и говорил руководитель российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.
"Мы имеем каналы общения с американцами. По линии военных это деконфлинктинг, который нужен, чтобы избежать столкновений (между военными из РФ и США. – авт.). Но по политико-дипломатической линии нам очень важно возобновить контакты. Надеемся, что новая администрация скоро сформирует свои команды для этой цели", - сказал глава МИД РФ.
На самом деле позицию высокопоставленного российского дипломата понять можно. Вот уже больше месяца новая американская администрация "рулит" внешней политикой Соединенных Штатов, и до сих пор непонятно, каким там видят будущее многострадальной Сирии. Будут ли выводить свои войска, или же будут "дожимать" до полного развала страны, как сделали это, скажем, в Ираке или Ливии, до сих пор непонятно.