Карине Арутюнян, Sputnik Армения
Слезы и радость смешались 26 апреля в семье Еганянов: родился первенец героически погибшего на войне Грайра. Отправляясь на войну, Грайр знал, что скоро станет отцом, однако пол ребенка еще не был известен. Говорил, что если родится мальчик, назовут Нареком, а если девочка – Наре: воля отца была исполнена, малыша нарекли Нарек.
Мы в доме: на столе в гостиной - шоколад и вино, напротив - фотография Грайра в рамке, перед ней - свечи.
Мама Грайра – Шушан - объясняет, что это небольшой магарыч по случаю рождения внука. Госпожа Шушан все еще изучает памятный уголок сына и говорит, что после гибели Грайра больше не живет здесь, переехала к младшему сыну.
"Здесь все напоминает мне о сыне, а я никак не могу принять его отсутствие", - со слезами на глазах говорит мама, но быстро берет себя в руки: "Я сильная женщина, крепкая, не обращайте внимания".
Шушан рассказывает, что с началом войны сын был очень обеспокоен и скоро решил записаться добровольцем. Она было заикнулась, что можно подождать повестки, а Грайр расстроился: "Стыдно, 18-летние парни погибают, я что - буду повестку ждать?", втайне от матери записался добровольцем, а 1 октября его вызвали в военкомат.
"Было три автобуса с добровольцами, всех проводили аплодисментами. Сейчас вспоминаю и виню себя за то, что не остановила. С другой стороны, в тот момент я думала, что если мой сын не пойдет, другой не пойдет, кто должен защищать страну?", - говорит Шушан.
Грайр только женился, когда началась война, свадьбу сыграли 9 августа. В коронавирус сложно было все организовать как следует, но Грайр хотел настоящую армянскую свадьбу - с дхолом и зурной. Жена Грайра, Людмила Гюрджян, только и успела сообщить, что он станет отцом. Грайра, однако, ничего не удержало.
Грайру не понравилось, что его отправили в Араратскую область, охранять границу с Нахичеванью, вдали от театра военных действий – Карабаха. Он несколько раз записывался добровольцем в Карабах и однажды, наконец, объявили - кто хочет поехать туда? Грайр оказался среди 30 человек, 15 октября уезжающих в Джебраил.
"Я была спокойна, потому что Грайр держал в секрете как то, что записался добровольцем, так и свой отъезд в Арцах. Изменилось лишь одно: он стал разговаривать со мной короче и больше интересовался мной, как я себя чувствую, чем занимаюсь", - говорит Шушан, и ее глаза снова наполняются слезами.
Грайр был командиром отряда, ответственность за каждого парня в отряде была огромной. Они пробыли в Джабраиле недолго, а потом, куда ни отправлялись, через короткое время получали приказ об отступлении. То же самое произошло и 18 октября.
При очередной атаке противника был отдан приказ об отступлении. Сам Грайр не убежал, дождался, пока последний парень из его группы выйдет из опасной зоны, однако отступать самому уже было поздно. Он – единственный погибший в отряде…
Друзья Грайра сказали матери и жене, что он ранен.
"Друзья моего сына были у нас дома. Они вызвали скорую помощь и доставили невестку в больницу, чтобы сообщить весть о смерти мужа под наблюдением врачей: жизнь ребенка нужно было сохранить. На панихиду и похороны невестка ненадолго пришла в сопровождении врачей и вновь отправилась в больницу. Она пролежала в больнице долго, потому что жизнь ребенка была в опасности", - говорит Шушан и добавляет: честь ей и хвала, что смогла пройти через столько трудностей и произвести ребенка на свет.
Шушан вздыхает и говорит: после всего этого мы должны были победить, чтобы кровь парней была пролита не зря. А теперь - просто недоумение, нет ответов на массу вопросов.
Грайр, кстати, по профессии был экономистом, работал в банке, готовился подать заявку для участия в конкурсе на замещение должности управляющего. Мать рассказывает, что дом он отремонтировал, занимался любимым делом, женился, скоро у него родился бы сын, настала пора радоваться и наслаждаться жизнью, но... Грайр очень любил детей, говорит она, посещал детдома, отвозил детям подарки и одежду, но держал это в секрете от всех.
"Как он был бы рад рождению сына!", - говорит Шушан, пытается что-то добавить, но от волнения у нее сжимает горло.
Единственная радость семьи Еганянов - маленький Нарек весом 3,6 кг и ростом 53 см - родился благодаря усилиям врача Георгия Окоева.
Она говорит, что теперь ее единственная мечта, чтобы внук и невестка жили с ней в доме, где чувствуется дыхание сына. "Моя невестка все еще не может преодолеть боль и прийти в этот дом. Мне же хотелось бы жить здесь с ними вместе, чтобы внук рос в этом доме", - говорит Шушан.
Маленький Нарек с мамой Людмилой уже выписались из больницы.