Библейские сюжеты на камнях Армянского нагорья высечены задолго до Библии. Возможно ли?

Это возможно лишь, если люди, жившие тысячелетия назад, знали эти истории или их прототипы ничуть не хуже - если не лучше - чем знают их современные христиане. А это значит, что у них была такая мифология еще в неолите и палеолите.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Когда о подобных вещах начинают говорить наши историки, находятся ортодоксы, называющие их националистами. Но когда явление реально существует, о нем рано или поздно начинают рассказывать и зарубежные ученые.

В век интернета все становится доступным в любой точке мира. Исследователи стараются раскрыть смысл и возникновение феномена символов, которые прослеживаются до 10 тысячелетия до н.э. и даже ранее.

Библейские сюжеты на камнях задолго до Библии

Библейские сюжеты на камнях высекали еще с эпохи неолита в Западной Армении и верхнего палеолита (древнее 15 тыс. до н. э) в историческом Сюнике Восточной Армении. Эти картины на камнях сделаны за тысячи лет до появления евреев. Считается, что сами евреи переняли эти предания у более древних народов, находясь в Вавилонском плену (598—539 до н. э.).

Отрицание связи армян с Хайасой имеет политический подтекст

Похожие сюжеты есть и у других древних народов мира, особенно ближневосточных — прежде всего шумеров, аккадцев и их более поздних наследников. Однако они относятся в основном к эпохе бронзы, только убаидцы к энеолиту, но никто из них не восходит к неолиту, и уж тем более палеолиту, которым датируются гравировки в Армении.

Тут невооруженным глазом видны и Древо Жизни, и Древо Познания, и змей-соблазнитель под ним рядом с Адамом и Евой, и т.д. Подобные иллюстрации, рассказывающие об истории грехопадения и наказания человечества изгнанием из рая, а позже и потопом, известны сегодня любому школьнику. Но как такое вообще возможно?

Тут надо без долгих раздумий признать, что реальный ответ всего лишь один. Это было возможно только в том случае, если люди, жившие здесь тысячи лет назад, знали эти истории (или их прототипы) ничуть не хуже, если не лучше, чем знают их наши современники-христиане. Но это означает, что у них была такая мифология еще в неолите и даже палеолите.

Откуда она могла появиться? Вообще, появление мифологии процесс достаточно сложный и долгий. Можно понять, что она существовала и трансформировалась долгие века и эпохи.

Символы тысячелетий

Но есть важный момент. Если символы могут сохраняться и передаваться очень долго, то их понимание может меняться. Например, на камнях в Армении можно встретить и так называемую Звезду Давида или Печать царя Соломона (гексаграмма), выгравированную задолго не только до Давида, но даже его предков. Значит, как минимум, этот символ имел другое значение, то есть никак не был связан ни с Давидом, ни с Соломоном.

Библейские сюжеты на камнях Армянского нагорья высечены задолго до Библии. Возможно ли?

Архитектор и исследователь Ашот Григорян объясняет его так: "Из христианства известно, что треугольник вершиной вверх содержит символ связи человека с космосом, а треугольник вершиной вниз -наоборот, символизирует благосклонный взгляд небесных сил или Бога на верующего. А сочетание этих двух изображений (которое ошибочно называют звездой Давида), имеет гораздо более ранние проявления на Армянском нагорье, есть в наскальных рисунках датируемых начиная с 10 тысячелетия до н.э. и обозначает равновесию, гармонию между небом и землей. Первоначально треугольник вершиной вверх символизировал семью (отец, мать и дитя), земное начало, сохранение и продолжение человеческого рода, а треугольник вершиной вниз - небесное начало, в христианстве - Отец, Сын и Святой дух. Цифровое обозначение треугольника - 3, сочетание двух треугольников - 6 и т.д.".

Христианская трактовка несколько ближе к эзотерической трактовке символа, по которой нисходящий треугольник символизирует схождение духа в материю, а восходящий – его подъем, развитие и освобождение. Двойной треугольник в Индии называют печатью Вишну, он также имеет весьма древнее происхождение.

Библейские сюжеты на камнях Армянского нагорья высечены задолго до Библии. Возможно ли?

Считается, что на Ближнем Востоке наиболее раннее бесспорное изображение гексаграммы было обнаружено на еврейской печати VII века до н. э. Но в Армении был найден артефакт с шестиугольником почти на тысячу лет древнее.

При раскопках древнего некрополя Неркин Навер около города Аштарак (Верин и Неркин Навер — комплекс древних захоронений), было обнаружено древнейшее украшение в виде шестиконечной звезды, датированное 2 тысячелетием до Рождества Христова. Датировка была проведена радиоуглеродным анализом артефактов, проведенном в лабораториях Германии и США. Ручка кинжала имела самое раннее украшение в виде шестиконечной звезды.

Ничто не ново под луной

Народная мудрость поговорки "Новое – это хорошо забытое старое" подтвердилась в очередной раз. Каким бы это все не казалось невероятным, из самого факта существования подобных доисторических изображений можно сделать три полностью обоснованных вывода.

Первый: в науке принято считать, что подобные явления объясняются заимствованиями поздних культур у более древних. Поскольку самые древние изображения - в Армении, значит, другие культуры вполне могли заимствовать отсюда.

Библейские сюжеты на камнях Армянского нагорья высечены задолго до Библии. Возможно ли?

Второй: древнейшие религиозные представления и мифология Армении во многом были похожи и даже совпадали с основами принятого на тысячи лет позже христианства.

Третий: именно из-за этой схожести не только в основе, но даже в изображенных деталях, которые дошли до нас, армянский народ и принял первым христианство в качестве государственной религии.

Библейские сюжеты на камнях Армянского нагорья высечены задолго до Библии. Возможно ли?

В христианстве многое напоминало традиционные верования, поэтому оно было воспринято относительно легко и местами бесконфликтно. В противном случае сопротивление народа, привыкшего к религии предков, могло быть очень долгим и сильным.

Сам факт того, что и церкви строились на основаниях прежних храмов, также говорит о преемственности. Вот только после этого фанатичное разрушение всего прежнего, названного "языческим" и даже "демоническим", привело к потере значительной части дохристианской письменной культуры и истории, остатки которых через столетие с большим трудом спасли великий просветитель Св. Месроп Маштоц и основатель армянской историографии Мовсес Хоренаци.

Что же получается? На протяжении последних 10 тысяч лет (а по мнению некоторых исследователей и намного дольше), в доисторической и исторической Армении сохранялся примерно тот же или, как минимум, весьма похожий по символам комплекс верований и мифов, что и выражено в древнейшей символике изображений.

Можно ли считать урартов армянами, или Версии, сходящиеся в одну

Сказать точнее, насколько этот комплекс совпадал, а в чем отличался от более поздних религий, можно будет только после того, как нам удастся полностью его восстановить. А это возможно лишь после расшифровки древнейшей иероглифической письменности Армении, существовавшей задолго до урартской клинописи. Вообще, тема домаштоцовской письменности пока мало изучена, поэтому представляется весьма перспективной.

Историки называют ее "храмовыми письменами" (арм. Մեհենագիր). Ученые, занимающиеся этим, говорят, что сложность в том, что таких образцов собрано совсем небольшое количество. Для успешной расшифровки нужно больше таких текстов – их надо найти, и это вполне увлекательная задача для молодых историков, желающих продвинуть вперед исследования.

Конечно, перед ними встанет вопрос нахождения и копирования новых образцов "храмовых письмен". Как их найти, где надо искать? Но и это можно решить.

Как говорил независимый исследователь Рубен Мнацаканян, который обследовал практически всю Армению, рядом с дорогами на склонах Арагаца часто можно видеть древние полустертые надписи на камнях. И хотя наши археологи пока не нашли Розеттский камень Аратты или Бехистунскую надпись царей Хайасы, но можно не сомневаться, что после расшифровки Храмовых письмен откроется новый пласт древнейшей истории, возможно, такой же большой и интересный, как у Шампольона и Роулинсона.

 

Автор благодарит за предоставленные фотографии Самвела Шагиняна и Ашота Григоряна.