Ее детство осталось в 1988-м в Ленинакане: Олеся Горшкова ищет родных и близких

Поколение, которому выпало увидеть Спитакское землетрясение 1988 года, до сих пор не может забыть боль от этой трагедии. Более того, некоторые люди до сих пор ищут самое дорогое, утраченное в то время: кто – родных, кто – друзей, а кто – могилу родителей.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арменуи Мхоян, Sputnik Армения

В редакцию Sputnik Армения обратилась Олеся/Алиса Горшкова, она надеется с нашей помощью узнать что-то о себе.
Олеся Горшкова живет за границей уже 20 лет. Недавно, после долгого отсутствия, снова приехала в Армению – на сороковины приютившей ее после землетрясения и ставшей ей второй матерью женщины – Рузанны. Но желание возложить цветы на могилу не родной по крови, но самой близкой и дорогой женщины,- не единственный мотив для приезда. Олеся хочет найти также могилу биологической матери и узнать хоть что-то о своем прошлом. Она практически ничего не помнит о детстве.
Когда произошло землетрясение, ей было 11. Она помнит, что училась в русской школе, предположительно – в школе номер 2.
"В момент первого толчка мы были в школе, только после второго смогли выйти.
"Золотой браслет" каменщика, или О поколении крутых мастеров города Гюмри>>
Потом долго ждали на улице, многих детей забрали родственники. Я стояла вместе с несколькими ребятами, мы ждали и ждали. Позже приехал автобус и тех, за кем никто так и не пришел, отвез в Кировакан (ныне - Ванадзор),-рассказывает женщина. Где и с кем, сколько дней они оставались в Кировакане, не помнит, но через некоторое время ее вместе другими детьми (их было около 30), увезли в Ереван.
Здесь, в ереванской школе № 1 она и встретилась с учительницей армянского языка Рузанной Саакян. Со временем, родственники других детей, переехавших из Ленинакана в Ереван, приезжали и забирали детей. Осталось только четверо, за которыми никто не пришел.
"Был канун Нового года, и в школе—приюте, где мы жили, детей не оставалось. Тогда учительница Рузанна попросила у директора разрешения забрать нас, всех четверых, к себе домой. И я вместе с тремя другими детьми провела праздники у нее.Никто не знал – какая нас ждет судьба, или где наши родные. На мои вопросы ни у кого не было ответов. После Нового года остальных троих ребят тоже забрали, и я осталась одна. Все поиски были напрасны: моих родителей не стало", - рассказывает Алиса. Позже Рузанне сказали, что мать девочки умерла.
Чтобы найти родственников ребенка, Рузанна дала объявление в газете. Через несколько месяцев из России приехали родственники по материнской линии, нашли Алису и вместе с ней поехали в Ленинакан, нашли могилу ее матери. Тогда она в первый и в последний раз была на могиле матери. Спустя много лет Алиса выяснила, ее маму нашли подруги под обломками общежития, они же ее и похоронили.
В тот день, когда она возвращалась с кладбища домой, ей не понравилось, что родственники матери не принесли на ее могилу цветы, и она решила, что не поедет с ними, останется в Ереване, с Рузанной и ее 4 детьми.
Родственники пытались забрать девочку в Россию в судебном порядке, но Алиса сбежала прямо из зала суда. Больше маминых родственников она не видела.
Учительница взяла опеку над Алисой и стала ей второй матерью. Девочка выросла в этой семье, вышла замуж и уехала за границу. Сейчас у 45-летней женщины есть все: дом, семья, трое детей, но ей не дают покоя фрагменты, которые сохранились в памяти.
"Было сложно, но работу не бросил": как чествовали армянских ветеранов-железнодорожников
Неизвестно, как и через кого у нее оказались несколько фотографий из прошлого, свидетельство о рождении и документ о смерти матери, в котором отмечено, что жили они в общежитии "Леншинтреста" по адресу улица Ширакаци 2, и еще один документ, согласно которому мама Алисы работала сначала машинисткой-делопроизводителем, а затем стала машинистом подъемного крана.
Теперь, оказавшись на короткое время в Армении, Алиса хочет узнать о себе все, что возможно. Все попытки найти могилу матери пока безрезультатны. Все, что она помнит – мать похоронили на том же кладбище, где и других жертв трагедии, за телами которых никто не пришел. В ее памяти сохранилось, что она видела на могиле матери крест и цифру, но какая именно цифра, она не помнит.
Архивы захоронений от 1988 года не сохранились, крестов на могилах давно уже нет. "Я понимаю, что прошло много лет, и никто не подскажет местоположение могилы. Но я возложила цветы там, где мама умерла, стало немного легче на сердце. Связи с мамиными родными нет никакой, чтобы хотя бы они что-то подсказали. Известно, что маму похоронили ее подруги, Зоя и Таня, а еще рассказали, что Зоя Восканян жила в Ленинакане",-говорит Алиса и просит помочь ей найти тех, кто когда-то знал ее мать, или, возможно, отца, о котором она почти ничего не помнит. Единственная информация о нем – имя в метрике Алисы: Александр Горшков.
"Помню только, что мы часто провожали папу на поезд, и мама плакала, а потом он возвращался и приносил мне конфеты. Не исключено, что они были разведены. И хотя в свидетельстве о рождении отцом записан Горшков Александр, но в память врезалось имя Барсегян Сергей, еще помню, как говорили, что я смешанных кровей – полуармянка-полурусская",-рассказывает женщина.
Для Алисы этот визит в Армению очень важен. Она побывала в городе, в котором родилась, вспомнила момент из детства, как играла во дворе дома.
Алиса надеется, что с помощью Spunik Армения сможет найти людей, которые знали ее мать и отца, а возможно, отец сам появится.
Spunik Армения просит всех, кто знает что-нибудь об Алисе Горшковой, написать (anons@armeniasputnik.am) или позвонить (+374 96305999) нам: Спустя 30 лет любая информация поможет Алисе вспомнить детство и свои корни.