Многие слышали про древний храмовый комплекс Портасар или Гебекле-Тепе, расположенный на юго-востоке Турции, в юго-западной части Армянского нагорья. Однако, немногие знают, что у него есть собрат, пусть не такой известный, но более загадочный. Его название на турецком – Норсун-Тепе (Норшунтепе). Гебекли-Тепе сегодня считается самым древним, первым храмовым комплексом человечества, имеющим возраст 12 тысяч лет. Он уже стал символом зарождения цивилизации и находится недалеко от древнего города Эдесса (совр. Шанлыурфа).
Это произошло благодаря работам выдающегося немецкого археолога, профессора Клауса Петера Шмидта (1953-2014гг.) проводившего там раскопки с конца прошлого столетия и сделавшего величайшее открытие археологии 21 века. Норсун-Тепе находится от Портасара в полутора сотне км на север. Его армянское название до нас не дошло. Вообще такие объекты, как холмы или курганы не часто отмечаются на старых картах. Специалисты говорят, что в отличие от городов, сел, гор или рек, их старые названия могут помнить лишь местные жители.
Древнее поселение Норсун-Тепе, о котором вообще мало что известно, было расположено на холме, в области Кебан на Верхнем Евфрате, примерно в 25 км от города Элязыг (арм. Харберд, Խարբերդ). В русскоязычном интернете очень мало информации о нем, а та, что есть - весьма интригующего характера: о том, что сам холм был затоплен при постройке водохранилища. Попробуем выяснить, что о нем вообще известно.
На вершине холма был участок размером от 500 до 300 м, внутри которого археологи обнаружили следы древнего поселения.
Раскопки в Норсун-тепе проводились в период между 1968 и 1974гг. археологами Немецкого Археологического Института во главе с Гаральдом Хауптманном (1936 – 2018 гг.), профессором доисторической и античной эпох из университета Гейдельберга. Обнаруженное поселение было засыпано грунтом. Пласт грунта насчитывал несколько десятков слоёв, которые относились к разным эпохам. Это значит, что объект был плотно заселен с позднего энеолита вплоть до железного века. Надо сказать, что даже эта краткая информация весьма впечатляет. Если сравнить с известными нам всем памятниками, то по эпохам получается как Эребуни, Кармир-блур или Аргиштихинили вместе с Шенгавитом и даже Арени и Мецамором (энеолит), а вот до неолита его датировка не дошла, возможно, из-за того, что исследования были остановлены. Это наглядно показывает преемственность культур древнеармянской цивилизации за тысячи лет.
В 70-х работы велись в рамках спасательного проекта по исследованию и документированию археологических памятников, которые вскоре должны были быть затоплены в результате строительства плотины Кебан. Раскопки шли на четырех участках: на западном склоне, в районе так называемого "акрополя", на южной террасе и нижних полях.
До затопления Норсун-тепе находился на равнине Алтынова, у притока реки Мурат (арм. Арацани, Արածանի), важнейшего притока Евфрата.
Сейчас древний холм по большей части затоплен водохранилищем, созданным плотиной Кебан. Лишь его вершина все еще находится выше уровня воды. Участок состоит из центрального холма или "акрополя" размером 140 на 100 метров и высотой 35 метров, что делает его самым большим холмом в этом районе. Центральный холм окружен нижними террасами, занимающими площадь 800 на 600 метров.
История поселения
Полвека назад датировки были другие, далеко не заходили. Это с конца 20 века стало выясняться, что многие объекты значительно древнее. А тогда пришли к заключению, что Норсун-тепе был населен от энеолита (Медный век) до железного века. Археологи определили 40 различных уровней слоев, начиная с пятого тысячелетия до нашей эры и заканчивая ок. 600 г. до н. э. Эти слои показывали время существования древних культур, и они почти полностью совпадали с культурными слоями, открытыми во время раскопок близлежащего древнего городища Арслантепе. Его название по-турецки означает "Львиный холм". Это поселение древней Куро-араксской культуры (4000 — 2200 гг. до н. э.) находится около города Малатья в соседней одноименной провинции. Это означает, что все эти памятники относились к той же культуре, что и раскопанные еще в 1936-1938 годах в Ереване экспедицией под руководством Евгения Байбуртяна объекты Шенгавитской культуры, которая сама относилась к Куро-араксской. Шенгавит был поселением начала бронзового века, V—III тысячелетия до н. э. То есть, Норсун-тепе, как и Арслантепе, и многие другие, не только ровесники Шенгавита, они все представители единой древней цивилизации.
Заселение Норсун-тепе ученые разделили на 3 периода. Самая старая фаза I относилась к среднему энеолиту и включала керамику убейдского типа. Убейдская культура датируется 6-м — началом 4-го тысячелетия до н. э. Фаза II представляла собой поздний энеолит, и на его последних уровнях в раскопках появилась более сложная архитектура. В этот период практиковалось производство меди. Жители конца энеолита жили в построенных ими небольших однокомнатных домах. Радиоуглеродные датировки разных уровней позволили датировать 4300–3800 гг. до н.э.
После перерыва, причины которого остались неизвестны, Норсун-тепе снова был заселен в эпоху ранней бронзы. В этот период место было окружено городской стеной из сырцового кирпича, построенной на каменном фундаменте. Есть свидетельства производства меди, и в 6-м слое появляется какой-то дворец или большое центральное здание, которое могло быть резиденцией князя или царя. Исходя из этих находок, ученые предполагают, что подобные поселения были суверенными городами-государствами. Хотя это не исключает того, что они могли быть объединены друг с другом в форме большего государственного образования.
В материальной культуре и архитектуре археологи констатировали явные параллели с находками в Закавказье, особенно в Армении. Последняя фаза эпохи ранней бронзы в Норсун-тепе заканчивалась следами большого пожара. Вероятно, это произошло из-за нашествия каких-то врагов, но выяснять все подробности не было времени, подгоняли сроки строительства дамбы. Слои того же периода в городище Арслантепе также свидетельствуют о сильном пожаре. Предположили, что пожар в обоих поселениях мог быть связан с вторжением или перемещением чуждых племен.
В средний бронзовый век заселение было меньше, чем раньше. Остатки позднего бронзового века в Норсун-тепе были сильно нарушены более поздней деятельностью железного века, поскольку жители этого периода копали и углубляли свои дома и строения. Но зато были раскопаны некоторые более крупные здания, которые относились уже к эпохе Урарту.
Во время последней фазы поселения (800-600 до н.э.) Норсун-тепе уже был частью Урарту. Кстати, по сегодняшним общепринятым датировкам этногенез армян в это время уже состоялся, то есть наличие армянского этноса с тех пор не оспаривается. В те времена на холме располагалось здание с большим залом с колоннами, а на южной террасе было раскопано второе большое здание, возможно, караван-сарай. На вершине холма была обнаружена погребальная камера, в которой вместе с древним правителем были захоронены три лошади вместе со снаряжением и оружием. Всего были найдены семь гробниц в слоях раннего железного века. Железные наконечники стрел были оставлены в них в качестве погребальных даров.
По обломкам сырцового кирпича и обгоревшим кускам балок в зданиях было установлено, что были верхние этажи, и они выступали наружу над первым этажом. Следы пожара обнаружены во всех архитектурных объектах. Керамика Норсун-тепе принадлежит к особому слою раннего железного века и делится на четыре основные группы. Круглые остроконечные чаши с выемками под венчиком, кувшины с носиками и ручками, вазы и кувшины, а также сосуды с росписью и резным орнаментом. Сосуды в основном ручной формовки, толстостенные, хорошо обожженные. Цвет поверхности варьируется от бежевого и светло-коричневого до светло-кирпично-красного.
Затопленный холм скрывает 40 культурных слоев
Сам факт того, что на одном месте были обнаружены столь многочисленные культурные слои – число 40 это рекордное количество, говорит о том, что здесь одна культура сменялась другой на протяжении более 4.000 лет, начиная с эпохи позднего халколита (4,000 - 3,000 до н.э), через все фазы бронзового века до урартских поселений железного века. Смена культур обычная вещь для многих древних памятников, но в таком количестве трудно найти аналоги. Например, в знаменитой древней Трое было раскопано всего девять основных слоёв, в Шенгавите 4. А в Денисовой пещере за более чем 200 тыс. лет пребывания разных видов древних людей всего 22.
Судя по всему, Норсун-тепе был укрепленным местом с кирпичными зданиями, покрытыми штукатуркой, и вероятно разукрашенными стенами, так как в некоторых местах при раскопках была видна настенная живопись.
Фотографии и предоставленные учёными сведения подтверждают, что в Норсун-Тепе были найдены огромные кувшины – карасы, которые идентичны кувшинам, имеющимся в других древних городах на территории Армении.
Самым интересным оказалось то, что в Норсун-Тепе были обнаружены плавильные печи и остатки производства разных металлов, как и сами эти металлы.
Что обнаружили в 40 слоях
Когда в 1968 году начались масштабные раскопки, археологи внутри холма обнаружили большое количество меди, металлических артефактов, а также природный блестящий металлоид – сурьму.
Там же были обнаружены остатки рабочего поселения и несколько десятков плавильных печей. Возможно, это был древний металлургический завод.
Древнейшие в мире металлические вещи найдены при раскопках на территории Армянского нагорья. Жители неолитического поселения Чайоню одними из первых начали изготовлять предметы из меди. Первое известное литое изделие относится к 5000 году до н. э. К этому времени, вероятно, уже были специальные плавильные печи для получения меди, а кузнецы стали отдельными мастерами.
Данные археологических раскопок подтверждают, что жители Армянского нагорья ещё в глубокой древности овладели многими ремёслами. Так, известно, что уже в V—IV тысячелетии до н. э. они умели плавить медь, а во II тысячелетии до н. э. — железо. Это примерно на тысячу лет раньше, чем в других регионах.
Но чем глубже копали археологи, тем больше пластов истории перед ними открывалось. То есть люди жили и работали на одном и том же месте, но при этом менялись культуры. На Ближнем Востоке РБВ — Ранний бронзовый век датируется 3500—2000 до н. э.
Определение слоев при раскопках было следующее сверху вниз:
Уровень 1, средний железный век (урартский период, 8 век до н.э.).
Уровень 2, ранний железный век.
Уровни 3-5, 2 тыс. до н.э.
Уровни 6-8, ранний бронзовый век III фаза C. 2200 год до н. э.
Уровни 9-10, ранний бронзовый век III фаза B. 2500 год до н. э.
Уровни 11-12, ранний бронзовый век III фаза А. 2700 год до н. э.
Уровни 13-20, ранний бронзовый век II фаза B. 2800 год до н. э.
Уровни 21-24, ранний бронзовый век II фаза А. 3000 год до н. э.
Уровни 25-30, ранний бронзовый век IB и IA с промежутком между ними. 3300-3000 годы до н. э.
Уровни 31-40, этап строительства самого раннего поселения, поздний энеолит.
Всего в этом районе было найдено 12 холмов с древними поселениями. Среди них диапазон эпох был еще больше и доходил до средних веков. Из этих 12 в настоящее время затоплены 9.
Затоплены: Чайбою, Фатмали Каледжик, Тулинтепе, Корукутепе, Курупинар Tumulus (частично), Норсун-тепе, Паник-Орен, Тепецик / Макараз Хёюк и Еникой / Гавур Тумулус.
Выше уровня реки и водохранилища остались лишь 3: Имибелтский курган, Минейик и Чемсиетеп (Зонтичный курган) на берегу Каракайского водохранилища.
Минейик был урартским поселением (турецк. Mineyik).
Сообщалось, что в кургане лежал урартский правитель, а рядом были обнаружены ценные вещи.
В Чемсиетепе, тоже заселенном с энеолита, было выявлено 11 слоев.
Верхние слои 1 и 2 показали, что в начале нашей эры здесь располагалась крепость римского периода с гарнизоном.
Все эти отрывочные сведения не могут составить полной картины развития древних культур, они лишь дают самое общее представление об их потоке. Мы можем отнести их к периодам древних государств, Ранний и Средний бронзовый века к Аратте. Поздний бронзовый век к Хайасе, а железный к Наири или Урарту. Но исследование огромного объема подробной информации обо всех древних поселениях Армянского нагорья, как и составление их полного списка – дело уже следующего поколения историков. А для дальнейшего изучения тех, что теперь под водой, понадобятся экспедиции с водолазным снаряжением, но в этом деле есть заметный прогресс, так как в наше время подводная археология уже применяется довольно часто.