ЕРЕВАН, 9 сен - Sputnik, Арам Гарегинян. Очередной пикет фермеров, перекрывших трассу, заставил снова задуматься, кому нужен армянский виноград – прежде всего, в самой Армении.
По словам сельчан, вставших на дороге у села Таперакан, местные винно-коньячные заводы закупают у них виноград по 115-120 драмов. В реальности закупки могут быть и дешевле (100 драмов и ниже), потому что заводы могут делать приписки к своим расходам и фиктивно занижать прибыль, чтобы платить меньше налогов (мы не утверждаем, что все заводы так поступают, но ничего не мешает им это делать).
Так или иначе, даже 110-120 драмов (23-24 цента) – это цена, при которой фермеру, за вычетом расходов, остается максимум 20 драмов с килограмма. Остальное – это расходы по выращиванию, а они довольно высокие: и потому, что виноград – трудоемкая культура, и потому, что земельные участки в стране очень маленькие (а в этом случае растут и расходы в пересчете на килограмм).
Слова и факты
Ранее представители заводов заявляли, что цены снизились потому, что из-за ковида спрос на него за рубежом (в частности, в России) сократился.
Только статистика этого не подтверждает: стоимость экспорта в 2020 году действительно сократилась, но литраж остался почти тот же: в 2019 году – 16 тысяч литров (в пересчете на 100% спирта), в 2020 – 14 тысяч.
Только статистика этого не подтверждает: стоимость экспорта в 2020 году действительно сократилась, но литраж остался почти тот же: в 2019 году – 16 тысяч литров (в пересчете на 100% спирта), в 2020 – 14 тысяч.
Вдобавок, как отмечают российские источники, продажи армянского коньяка в РФ оставались стабильными даже в 2020. При этом минимальная розничная цена продажи коньяка в России с 2021 года в очередной раз немного выросла – до 446 рублей за 0,5-литровую бутылку (в пересчете примерно 3 100 драмов).
Вдобавок, для армянских коньячных (как и других агропромышленных) заводов в Армении продолжает действовать господдержка по кредитам на закупку урожая: по этим кредитам субсидируются проценты и залог. По заявлениям экспертов отрасли, в этом году заводы уже начали пользоваться такой поддержкой.
Две версии
Если и продажи идут (пусть и немного дешевле), и государство помогает с кредитами, то почему заводы отказываются закупать виноград? Здесь есть два варианта. Первый: заводы сбивают цену, пользуясь тем, что фермеры ждать не могут (собранный урожай негде держать и нужно продать в течение нескольких дней). Второй: заводы по-прежнему закупают дешевый привозной спирт и делают из него армянский коньяк (хотя это и незаконно).
Вторую версию статистика не подтверждает: по статистике за 2020 год (данных за 2021 пока нет) коньячный спирт продолжал импортироваться в страну, но в объемах всего 2-3% от местного производства. Статистика статистикой, но заводы до сих пор не отчитываются о количестве производственных отходов. Видя, сколько у завода отходов, можно легко вычислить, сколько он реально закупил винограда. Поэтому требование об учете отходов зафиксировано в статье 23 закона "Об алкогольных напитках на виноградном сырье". Но заводы не выполняют это требование, а государство их к этому не обязывает.
Что касается первой версии, то она вполне реальна по опыту прошлого года: в середине сентября заводы заявляли, что не могут закупать фермерский виноград, потому что из-за ковида в России упали продажи и заказы. Но когда фермеры вынужденно снизили цены до 80-90 драмов за килограмм, то тара волшебным образом появилась.
Так почему завтра?
Почему же в заголовке статьи мы написали, что, может быть, что-то прояснится завтра? Потому что завтра Фонд виноградарства и виноделия Армении отчитается о 5-летней деятельности и представит программу спутниковой съемки виноградников, о который мы писали еще в ноябре 2017 года. Если станет ясно, сколько в Армении виноградников, станет понятно, чисто ли работает бизнес и почему сбивает цены на виноград.