ЕРЕВАН, 22 сен — Sputnik. Упразднение ассирийского села Димитров в Армении как отдельной общины может поставить под угрозу задачу по сохранению языка и культуры его жителей. Об этом представители ассирийской общины, проводящие в среду пикет у парламента Армении, заявили корреспонденту Sputnik Армения.
В законодательстве Армении зафиксировано, что процесс укрупнения общин не должен затрагивать села, где компактно проживают представители нацменьшинств. Считается, что в крупных общинах им сложнее сохранить язык и культуру. Тем не менее, теперь село хотят присоединить к общине Арташат.
Пикет у парламента Армении в поддержку ассирийской общины (22 сентября 2021). Еревaн
© Sputnik / Aram Gareginyan
В знак протеста против планов властей 22 сентября у парламента Армении собрались несколько десятков ассирийцев (из Димитрова и других сел), а также армянские жители Димитрова, решившие поддержать своих друзей и соседей. Сегодня в парламенте Армении этот вопрос обсуждают на слушаниях, на которые приглашены и представители ассирийской общины: руководитель общины Ирина Саградова-Гаспарян, староста Димитрова Арман Ионанов, а также служащий в Армении священник Ассирийской церкви Востока Никодим Юханаев.
Уже не в первый раз ассирийские села хотят упразднить как отдельные муниципалитеты. Время от времени в министерстве территориального управления обсуждается вопрос то села Арзни в Котайкской области, то Димитрова, что недалеко от Арташата. Эти села до распада СССР были на 80-90% заселены ассирийцами. После распада Советского Союза ассирийцы начали уезжать оттуда, в том числе потому, что за землю и дома им стали предлагать выгодные цены: в Арзни дома покупают под дачи, в Димитрове – землю под фруктовые сады (село расположено в центре Араратской долины).
Ранее жителям Димитрова пообещали, что село укрупняться не будет, но на днях, выступая в парламенте, министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян заявил, что "ассирийцев в селе всего 14%", сославшись на данные полиции.
На самом деле ассирийцев в селе намного больше, отмечает в беседе со Sputnik Армения руководитель Федерации ассирийских общин Армении "Хаядта" Ирина Саградова-Гаспарян.
Во-первых, в селе есть множество смешанных семей (у ассирийцев нет ограничений на браки с единоверцами), а во-вторых, десятки уроженцев села проживают в Ереване или за рубежом, но в селе у них остались родительские дома. Существенно то, что ассирийцы не только живут в этом селе, но и основали его почти 200 лет назад (в 1830-е годы), построив там два храма и одну родовую часовню. Первые армяне в этом населенном пункте (который тогда назывался Койласар) появились после 1915 года: местные ассирийцы принимали беженцев из Западной Армении и помогали им как-то обустроиться.
Может возникнуть вопрос: чем укрупнение угрожает селу, ведь никто не станет выселять людей из своих домов или запрещать учить им свой язык?
К сожалению, все не так просто, возражает Саградова-Гаспарян. Уже сейчас в сельской школе только одна учительница-ассирийка (преподавательница ассирийского языка). Причем на уровне дирекции школы и областной администрации многие годы сельчанам тем или иным способом рекомендуют отдавать детей в армянский, а не ассирийский сектор местной школы. В результате многие молодые ассирийцы знают свой язык лишь на разговорном уровне.
"Теперь, если Димитров станет одним из сорока сел в общине Арташат, то кто, сидя там, станет думать об ассирийцах? Нам скажут, что и без нас у них забот хватает. А ассирийский сектор в школе будут сокращать до тех пор, пока не закроют совсем", - уверена Саградова-Гаспарян.
К тому же, вот уже на протяжении нескольких лет сельчане пытаются через суд отстоять одну из своих церквей, на которую претендует Араратская епархия Армянской Апостольской Церкви.
"Нам говорят: не беспокойтесь, мы выделим дополнительные средства на программы по ассирийскому языку и культуре, но до сих пор таких программ не представлено", - отмечает Саградова-Гаспарян.
В Совете старейшин села тоже большинство составляют армяне (только одна из семи – ассирийка). В свое время Совет старейшин принял решение передать указанную ассирийскую церковь (Пресвятой Богородицы, или, по-ассирийски, мат Мариам) Святому Эчмиадзину, не имея на это правовых оснований.
"Мы опасаемся, что со слиянием села эти процессы ускорятся, и наши села попросту перестанут быть ассирийскими. Мы не можем этого допустить", - поясняет Саградова-Гаспарян.
Повторимся: большинство армян-старожилов села полностью поддерживают ассирийцев. Кроме того, представители двух народов, проживающих в этой общине, связаны родственными отношениями: среди местных армян немало ассирийцев по матери, а среди близкой или дальней родни ассирийцы есть практически у каждого (оба народа – христианские, поэтому ограничений на смешанные браки нет ни с той, ни с другой стороны).
Для сравнения добавим, что несколько лет назад село Вакыфлы (последнее армянское село в нынешней Турции) решили слить с близлежащим муниципалитетом Самандаг (искаженное название горы Святого Симеона) на том основании, что села, где живет менее 500 человек, подлежат укрупнению (в Вакыфлы живет 135 человек). В то время армяне всего мира выступили с протестом, отметив, что это решение приведет к полному стиранию последнего, мельчайшего осколка армянской культуры киликийских времен. Поэтому жителям Димитрова непонятны попытки провести подобное укрупнение в самой Армении.
Ассирийцы готовятся поднять в парламенте Армении вопрос о сохранении своих сел в республике, таких, как: Димитров, Арзни, Верин Двин (тоже недалеко от Арташата) и Нор Артагерс, близ Армавира.
Все эти вопросы ассирийская община посредством федерации "Хаядта" уже представила в письме на имя министра территориального управления и инфраструктур Армении.