Интересные факты об Армении и армянах

Армяне – все еще не самые умные, или Пора бы вспомнить о своих ученых

Объявлены имена лауреатов Нобелевской премии. Среди них – наш соотечественник, биолог Ардем Патапутян. Колумнист Sputnik Армения рассуждает о том, что и нашей стране не мешало бы награждать отличившихся ученых и медиков, которые нередко творят чудеса.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Известно: биолог Ардем (Артем) Патапутян стал вторым после климатолога Дорга Саагяна (Саакян) армянином – лауреатом Нобелевской премии. Соотечественников, номинированных на эту более чем престижную награду, было десять, а химик-органик Джакомо Чамичян из Италии представлялся аж девять раз!
Умнее всех принято считать страну, которая дала больше всего нобелевских лауреатов. Но даже если бы синьору Чамичяну сильно повезло, и он получил бы девять нобелевских дипломов, все равно, самой умной Армения стать не смогла бы. У Америки их целых 383, у Великобритании – 132, у Германии – 108, у Франции – 69.
Ученый-армянин стал обладателем Нобелевской премии в области медицины
Шли разговоры о том, что о Нобелевской премии мира, якобы, подумывает и премьер-министр Никол Пашинян, и если бы ему удалось без огня и крови развязать карабахский узел, то и славненько, почему бы нет? Прекращение противостояния тридцатилетней давности – чем не выдающийся вклад в дело укрепления мира? Тем более что, в отличие от других областей, для выдвижения кандидата на такую премию, запрос от Нобелевского комитета не требуется.
Ну, хорошо, на Нобеля мы пока не очень тянем, но, ведь и ничего попроще как бы не хотим. Нам бы десять миллионов шведских крон (примерно один миллион долларов) в карман и выступление во фраке перед почтенной публикой следом. Получается, все другое (как по цене, так и по одежде) не для армян?
Кому так хорошо платят и так величают попечители фонда Альфреда Нобеля? Премии, как известно, присуждаются за выдающиеся достижения в химии, физиологии, медицине, литературе, есть еще и по экономике памяти самого Нобеля. Заметим, кстати, что сегодня в сейфах фонда в Стокгольме хранится порядка 500 миллионов ожидающих своего часа долларов.
Невероятные открытия, или Кто из армян заслуживает Нобелевскую премию
Таких денег для лауреатов у нас нет, но о претендентах на лауреатскую медаль собственной чеканки тоже почти не слышим.
О том, что начавшееся с малого (на первый взгляд, несущественного), может иметь продолжение и приводить к большому успеху, тоже говорим либо очень мало, либо вполголоса, либо вдогонку. Синдром впадения в крайность при требовании чего-то чрезмерного обычно присущ юношам, а тут древняя нация с многовековой историей и вдруг – максимализм?!
Из недавних сообщений СМИ о так называемом "малом": "В хирургической клинике Университетской больницы №1 ЕГМУ "Гераци" провели редкую операцию. При обследовании 83-летней женщины была обнаружена аневризма селезеночной артерии".
"После того как выяснилось, что она разорвана, было принято решение срочно оперировать", - рассказал журналистам врач клиники Арам Мириджанян.
Уникальность операции, сделанной в университетской клинике, заключалась в том, что аневризмы селезеночной артерии встречаются редко, а разрыв аневризмы, имевший место у этого пациента, еще реже. Все получилось как надо, женщину спасли.
Врачи Ереванского медуниверситета провели уникальную операцию новорожденному
Понятно, что за такие дела Нобелевскую премию не дают, но если пойти дальше, то вот.
В специализированном центре нейрохирургии и лечения инсульта той же университетской клиники нейрохирурги Севак Бадалян и Лерник Григорян успешно провели операцию по клипированию на этот раз аневризмы головного мозга.
Один удачный эпизод медицинской практики, возможно, случаен, два – заставляют задуматься, но в "Гераци" таких случаев много.
Посылать запрос в Нобелевский комитет, конечно, еще рано, но почему бы не иметь лауреатский знак профессиональной доблести в медицине (в данном случае) и присуждать его своим врачам?
Ослепшие степные орлы в гробовой тишине: как врач Аветик Бурназян защищал от радиации
В советское время самой престижной в стране считалась Ленинская премия, но одновременно с ней сосуществовали: Государственная премия, премия Совета Министров СССР, премии имени Ленинского комсомола, министерства обороны, внутренних дел, высшего и среднего специального образования… То же самое, один к одному, практиковалось и в Армении. Премии нередко присуждали и виртуозам своего дела из зарубежных стран.
Коль скоро о медицине, то, например: в Лионе под руководством армянского хирурга Арама Газаряна была проведена уникальная операция по пересадке двух рук.
48-летний исландец Феликс Гретарсо от удара тока потерял обе руки, перенес десятки операций. Мужчина переехал в Лион после того, как его заявка на трансплантацию была одобрена. Еще несколько лет ушло на поиски донора.
Впервые в Армении заменили голеностопный сустав – уникальную операцию сделали солдату
Операция длилась пятнадцать часов, работали четыре медицинские бригады, а в общей сложности – пятьдесят сотрудников клиники.
Теперь представьте: Арам Газарян становится лауреатом премии министерства здравоохранения Армении (возможно, и выше), приезжает за ней в Ереван, ближе знакомится со своими соотечественниками и уезжает с чувством признательности к своей исторической родине.
Тем временем в поле зрения учредителей и распорядителей других отечественных премий могли бы, к примеру, попасть научно-технические разработки в области информатики и высоких технологий, в чем армяне были сильны еще со времен ЕрНИИММ (в обиходе "институт Мергеляна").
Галактики Маркаряна, телескопы и не только: как армяне осваивали Космос
Вычислительные машины "Арагац", "Наири", "Раздан", "Севан", "Гарни" сегодня мало кто помнит. Две Ленинские премии, еще больше – Государственных премий Армении; премии Ленинского комсомола СССР – отдельно, Армянской ССР – тоже отдельно, о них вспоминают еще меньше.
…Тем временем стали известны лауреаты Нобелевской премии по физике, названы имена лауреатов по химии. Поздравляем!