Ум и дела твои бессмертны не только в памяти русской...
Мало кто в Армении не знает о роли, которую сыграл в судьбе армянского народа его большой друг, выдающийся поэт, драматург и дипломат Александр Грибоедов. В Ереване стоит памятник автору бессмертной комедии "Горе от ума" в благодарность за вклад, который он внес в освобождение Восточной Армении в результате Русско-персидской войны (1826-1828 гг.), организацию репатриации из Персии несколько десятков тысяч армян.
В качестве посланника России в Персии Грибоедов также сыграл большую роль в разработке Туркманчайского мирного договора 1828 года, по которому Восточная Армения вошла в состав Российской империи. В ходе этой войны русские войска взяли Эриванскую крепость (главную крепость Еревана). Приказ, зачитанный в день взятия Эриванской крепости 1 октября 1827 года командующим фронтом генерал-адъютантом Сипягиным перед русскими войсками и армянскими отрядами, был составлен лично Грибоедовым: "Россия будет вам признательна, что поддержали ее величие и могущество".
Крепость, являющаяся немым свидетелем этого важного исторического события, находилась в одном из живописных уголков Еревана у Разданского ущелья. На ее месте теперь расположен знаменитый Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат НОЙ. Когда часть Армении находилась под персидским игом, крепость неоднократно перестраивалась и укреплялась персидскими ханами. Она занимала большую часть города и служила культурно-бытовым центром: здесь находились мечеть, монетный двор и бани.
И именно здесь, в Эриванской крепости, впервые в Армении и силами русских было поставлено театральное представление. В декабре 1827 года, через два месяца после того, как русские войска под командованием генерала Паскевича заняли крепость и освободили Восточную Армению от персидского ига, в одном из залов крепости была представлена комедия "Горе от ума". Русские офицеры решили порадовать Грибоедова: когда в 1827 году, после окончания войны, автор посетил бастион, ему представили постановку отдельных отрывков его пьесы в Сардарском дворце крепости. Исполнителями ролей стали офицеры-декабристы, сосланные на Кавказ. Женские роли также сыграли мужчины - молодые солдаты. Вот в такой вот необычной обстановке в Армении и состоялась премьера "Горя от ума", запрещенного царской цензурой. На армянской земле Александр Грибоедов впервые увидел свое произведение на сцене - на земле, для освобождения народа которой он чуть позднее сложит голову...
Это историческое событие - первая в России постановка бессмертной пьесы "Горе от ума" в присутствии ее автора – увековечено текстом на русском и армянском языках на памятной плите, установленной на стене коньячного завода в Ереване. И это лишь один из многих памятных знаков на территории страны, отражающих многовековую дружбу и тесные связи братских народов России и Армении.
Зигзаг истории: памятник революционеру на месте русского храма
С 1931 года и по сей день в центре Еревана стоит памятник пламенному революционеру и политическому деятелю Степану Шаумяну. Этот замечательный памятник (творение выдающегося скульптора С.Д.Меркурова и архитектора И.В.Жолтовского), а точнее - его история, как нельзя лучше иллюстрирует сложные и трагические перипетии нашего прошлого. Этот памятник, первый официально установленный в Ереване, стоит на площади Шаумяна, которая до революции 1917 года называлась Соборной. На месте же памятника революционеру стоял православный Никольский собор, снесенный в 1920-ых годах.
Этот русский военный собор на центральной площади Еревана, возведенный во второй половине 19 века, был начат В.Мирзоевым, а окончен И.Киткиным. Первый вариант проекта соборного храма был представлен в 1891 году, а в феврале 1894 года Главнокомандующий Гражданской частью на Кавказе в Техническое собрание при хозяйственном управлении Святейшего Синода представил проект православного собора в Ереване, составленный гражданским инженером М.Буйновым. Проект был одобрен 5 июля 1894 г. В 1900 году был учрежден Строительный комитет под председательством Эриванского губернатора В.Тизенгаузена и утверждена Инструкция Комитету. В 1901 году Комитет вел сбор пожертвований "для покрытия непредусмотренных сметою расходов", в пределах Тифлисской, Бакинской, Елисаветпольской, Эриванской губерниий и Карсской области.
Собор был построен из армянского красного и черного туфа. Планировка включала в себя наличие раздельных алтарных престолов, предназначавшихся для богослужения верующих православного и армяно-григорианского вероисповеданий. Этот пятиглавый и узорчатый храм с горкой кокошников являлся своеобразным синтезом форм русской церковной художественной культуры и армянского строительного искусства.
"Архитектура собора в виде увенчанного пятиглавием четверика выражает идею доминанты композиции – покоящиеся на восьмериках центральный барабан и четыре симметричных бельведера, с одинаковыми главами луковичной формы, устремленными ввысь шпилями с крестами", - так, в частности, описывались специалистами архитектурные особенности храма.
Стены, купол, барабан и своды собора, с учетом сейсмоактивности Армении, были укреплены железными связями. Интерьер собора был оформлен фресками, изображающими библейские сюжеты и мотивы с орнаментальной росписью. Внутреннее убранство собора было оригинальным и богатым: оно было дополнено церковной мебелью, утварью и люстрами.
От клуба строителей - к театру Станиславского
Ереванский русский драматический театр им. Станиславского - один из самых известных и любимых театров республики. Этот храм Мельпомены многое повидал на своем веку и прошел путь от простого клуба до одного из самых востребованных и заслуженных театров Армении.
Русский театр, расположенный на улице Абовяна в центре Еревана, в свое время был всего лишь клубом строителей. Такие культурные центры для рабочего класса строились тогда по всему СССР. Клуб начали возводить в 1929 году: авторами здания были молодые архитекторы Микаел Мазманян, Каро Алабян и Геворг Кочар (бригада ВОПРА).
Ереванский клуб строителей стал одним из первых конструктивистских зданий в Ереване и состоял из двух корпусов. В первом функционировали различные кружки, проводились занятия и культурные мероприятия, а во втором действовал Комитет по физической культуре и спорту. Похожий на павильон, с лаконичными геометрическими формами (колоннами, плоской крышей и т.д.), клуб выделялся монолитностью своего внешнего облика, хотя и подвергался жесткой критике. В частности, из-за отхода его создателей от академизма и стремления к созданию новых, современных архитектурных форм.
В 1933 году клуб строителей был передан в распоряжение Театра оперы и балета им А. Спендиаряна, а в 1937 году руководство Советской Армении решило создать в стране Русский театр- для пропаганды лучших образцов классической (русской, армянской, зарубежной) и советской драматургии. Художественным руководителем был назначен режиссер Левон Калантар. Вначале Русский театр ставил свои спектакли на сцене Оперного, а после строительства здания Национального академического театра оперы и балета, здание клуба строителей стало площадкой Русского театра.
Что интересно, есть определенный символизм в том, что бывший клуб стал русским театром: создатели его здания в 1920-е годы учились в Москве, на знаменитых курсах ВХУТЕМАС. А Мазманян и Алабян и вовсе работали в Москве в качестве художников Театральной студии имени Вахтангова, где оформили немало спектаклей.
В 1929 году эта "могучая кучка" - Каро Алабян, Микаел Мазманян и Геворг Кочар - приехала в Армению и начала активно участвовать в застройке молодой столицы Советской Армении.
Первый показ театра Русского театра состоялся 15 ноября 1937 года: это был спектакль "Очная ставка". Труппа театра в основном состояла из артистов Тбилисского театра Красной Армии, которая была расформирована и приняла приглашение работать в Армении.
Идея назвать театр именем Станиславского возникла в 1938 году, после смерти мастера. Рабочий коллектив ереванского театра отправил письмо ветеранам Московского художественного театра им. Горького с просьбой позволить назвать театр этим именем, и в том же году театру официально было присвоено имя великого русского режиссера, новатора в области театрального искусства.