Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Шаги Израиля против Ирана контрпродуктивны, уверены в США
В преддверии начала очередного раунда венских переговоров по иранской "ядерной" сделке активизировались и непосредственные участники процесса, и просто заинтересованные лица. Складывается интересная ситуация в том плане, что Израиль, будучи тем самым "заинтересованным лицом", уже идет ва-банк с открытым забралом, пытаясь предотвратить возвращение сторон в рамки "ядерного" соглашения.
Даже решение Соединенных Штатов о подписании в Вене так называемого "промежуточного соглашения" касательно СВПД, когда стороны пойдут на взаимные уступки и по обогащению урана (Иран), и по частичному снятию санкций (США), встречается Тель-Авивом в штыки. "Это будет подарком для иранского режима и там начнут думать, что шантаж сработал", - считают израильтяне.
На самом деле подобная жесткая позиция Израиля обусловлена еще и тем, что взаимоотношения между официальными лицами двух стран никак не наладятся. Администрация Байдена повела себя совершенно иначе, нежели это было при Трампе. Эффективность работы израильского лобби в Вашингтоне при нынешнем руководстве практически сошла на "нет". Американцы, кажется, полным ходом идут к тому, чтобы хоть как-то решить вопрос с иранской "ядерной" сделкой.
Соединенным Штатам это необходимо, чтобы получить возможность перекинуть свой дипломатический и военный потенциал в индо-тихоокеанский регион, где намечается серьезная драчка с главным геополитическим соперником - Китаем. Израиль же позиция заокеанского союзника не устраивает. Делается все возможное, чтобы избежать такого развития событий.
Шаги Израиля в сложившейся ситуации, в принципе, предсказуемы. Участившиеся воздушные удары по силам проиранских прокси в той же Сирии ожидались в первую очередь. Равно, как и активизация израильских спецслужб, мишенью которых на территории самого Ирана становятся лаборатории и лица, работающие над ядерной программой.
В какой-то момент дело дошло до того, что официальные лица в Вашингтоне просто потребовали от коллег в Тель-Авиве воздержаться от ударов по иранским ядерным объектам. Подробно объясняли, что если в тактическом плане эти удары и оправданы, то в стратегическом, накануне возобновления переговоров по СВПД, они попросту вредны. В публикации New York Times, например, источники из Госдепа вообще назвали эти удары контрпродуктивными.
Ранее США соскочили на полном ходу, а сейчас "евротройка" подставилась
Однако руководство Израиля отнюдь не намерено отказываться от своей тактики. Премьер-министр Нафтали Беннет, например, на днях и вовсе высказался в том плане, что, поскольку его страна не является стороной в переговорах по СВПД, то и каких-либо ограничений придерживаться вовсе не намерена.
"В любом случае, даже если произойдет возврат к иранской ядерной сделке, Израиль не является стороной соглашения и не несет обязательств по сделке", - сказал Беннет, выступая на конференции.
Оказывается, утверждает израильский премьер, Иран продвинулся в своей ядерной программе гораздо дальше, чем предполагалось ранее. Интересно, что подобную позицию вдруг поддержали европейские участники иранской "ядерной" сделки, чего, собственно, особо не ожидалось.
Гром грянул непосредственно перед возобновлением очередного раунда переговоров в Вене. "Евротройка" по Ирану (Британия, Франция, Германия) вдруг разразилась совместным заявлением, полным тревоги.
"В результате тревожных темпов производства, у Ирана сегодня достаточно запасов расщепляющегося материала, который при дальнейшем обогащении можно было бы использовать для производства более чем одного ядерного боеприпаса".
В принципе, если послушать ученых-ядерщиков, то беспокойство, как говорится, имеет место. Ведь на самом деле, как сказано в заявлении "евротройки", "нет правдоподобного гражданского обоснования для обогащения урана на 20 и 60%, а производство высокообогащенного урана является беспрецедентным для государства, не имеющего оружейной программы".
Однако если присмотреться к проблеме внимательнее, то следует согласиться, что первопричина подобного положения вещей, опять-таки, позиция США, которые в одностороннем порядке вышли из иранского "ядерного" соглашения. У Тегерана в создавшейся ситуации не оставалось ничего другого, кроме того, чтобы возобновить работы над теми сферами своей "ядерной" программы, которые блокировались именно СВПД.
Быть может, Тегерану вовсе и не нужны были ни те самые "запасы расщепляющегося материала", ни центрифуги энного поколения, которыми он обзавелся за последние два года. Однако это был единственный метод противодействия США, которые сперва подписались под СВПД, а потом откровенно соскочили с паровоза на полном ходу, лишь бы не снимать санкций.
Санкции против Ирана - фига в кармане американской дипломатии
И еще большой вопрос - почему сейчас американцы никак не соглашаются пойти на уступки и снять свои санкции в полном объеме, как это было предусмотрено подписанным в 2015 году "ядерным" соглашением? Не верится даже в то, что в Вашингтоне озабочены возможностью распространения ядерного оружия, и именно поэтому не отказываются от своей санкционной политики касательно Ирана. В подобном случае не стали бы, например, передавать ядерных технологий в виде целого флота ядерных субмарин неядерной Австралии.
Да и в озабоченность Белого Дома судьбами государства Израиль, который иранцы окружили ракетами "по самое не могу", тоже не верится. Тогда США действительно скрупулезно следовали бы "ядерному" соглашению и того же требовали от остальных участников сделки.
Скорее можно поверить в то, что американцы попросту не хотят снимать санкции и ограничения с Ирана, чтобы не допустить Тегеран на международный рынок энергоносителей. В нынешней ситуации, когда за этот рынок идет серьезная борьба на международных политических подмостках, появление Ирана в качестве свободного продавца нефти и газа может серьезно ударить по интересам США.
На подобную мысль, кстати, может навести и позиция, которой придерживаются американцы относительно российского газопровода "Северный поток-2". Вроде бы и отстаивают интересы Украины, перебивающейся буквально с хлеба на воду именно транзитом российского газа, а на самом деле, извините за выражение, держат в кармане фигу в виде своего сжиженного газа, который надеются продавать в Европу.
При подобном раскладе становятся более понятными и противоречия между Вашингтоном и Тель-Авивом, и стремление американцев подписать лишь промежуточную сделку и ограничиться снятием лишь малой толики жесточайших санкций, которыми буквально обложен Иран, в обмен на прекращение процесса обогащения урана в центрифугах энного поколения.
Да и позиция генерального директора МАГАТЭ аргентинца Рафаэля Гросси, который вроде бы и был доволен поездкой в Иран, но в то же время назвал ее "безрезультативной", тоже при подобном раскладе легко объясняется. Американцам необходимо по максимуму тянуть время и сделать минимум уступок в обмен на остановку центрифуг. И буквально накануне начала переговоров в Вене Гросси предоставляет Вашингтону карт-бланш.