ЕРЕВАН, 7 дек. - Sputnik, Арменуи Мхоян. Самый крупный жилищный проект сразу после Спитакского землетрясения был реализован в Ширакской области усилиями советских республик. Тогда в области было построено 4800 квартир, из которых 4500 - в Гюмри.
После этого на средства фонда "Линси" в области было построено еще 2558 квартир, 2531 - в Гюмри, а организацией "Глендел Хилз" - 3330 квартир, из которых в Гюмри - 2812.
Еще одна крупная программа по приобретению квартир по сертификатам была реализована в области институтом "Урбан". Благодаря ей в 2000-2004 годах крышей над головой были обеспечены 4838 семей (4091 - в Гюмри).
В последние годы государственные программы по строительству жилья в городе не реализуются. Новые власти пытаются решить проблему и избавиться от времянок на средства различных благотворительных организаций и фондов: 40 квартир будут построены усилиями Всеармянского фонда "Айастан", 16 - благотворительного фонда "АРК".
"Семьи-бенефициары отбираются из общины Гюмри, предпочтение отдается тем, кто живет во временных убежищах, расположенных в центральной части города и зеленых зонах. В обоих случаях будет выставлено жесткое предусловие – от времянок придется избавиться", — рассказал в беседе со Sputnik Армения мэр Гюмри Вардгес Самсонян.
По его словам, в городе есть 2776 времянок, 508 из которых закрыты на засов, в них никто не живет.
Некоторые семьи за долгие годы жизни во временных домах успели их обустроить и облицевать камнем. Очевидно, что лишаться имущества, полученного с таким трудом, жители не хотят. Семьи обращаются в мэрию за разрешением приватизировать свои времянки.
"Перед нами стоит задача приватизации времянок, соответствующих нормам градостроительства. В связи с этим будут внесены некоторые изменения и в генплан", - отметил мэр.
Есть и другая проблема։ некоторые семьи, уже переехавшие в новые квартиры, с годами разрослись, и им пришлось разделяться. Часть родственников переселялась обратно во времянку.
Мэр Гюмри говорит, что за каждой времянкой - своя история. Некоторым пришлось переехать за границу в поисках заработка, а иным – продать каменный дом, чтобы заплатить за могилу близкого родственника.
Самсосян не отрицает, что правительство Армении действительно пыталось решить проблему времянок, но пандемия и война в Карабахе отодвинула ее на второй план.
"Надеюсь, что в 2022 году правительства разработает подходы и решения. Каждая такая семья требует индивидуального подхода. Сам я в свое время жил во времянке и не понаслышке знаю о проблемах, связанных с временным жильем", - отмечает мэр.
Помимо времянок, в Гюмри на данный момент есть 92 аварийных здания, община не сможет решить эту проблему на собственные средства. Здесь также необходим государственный подход.
Во время разрушительного землетрясения 1988 года самому мэру Самсоняну было 7 лет, тогда он учился в школе №13.
"Хотя я был совсем ребенком, забыть это невозможно, этот день навсегда врезался в память как какой-то фильм. Очень жестокие воспоминания, связанные с потерей родственников, развалинами, наше здание тоже обвалилось, но, слава богу, мои сестра и мама спаслись".
7 декабря 1988 года на севере Армении произошло одно из сильнейших за всю историю землетрясений. С землей сравнялись села Налбанд и город Спитак, в Гюмри (Ленинакан) остались лишь единичные постройки, сильно пострадали города Ванадзор (тогда Кировакан) и Степанаван. По официальным данным, погибли 25 тысяч человек, почти полмиллиона остались без крова.