ЕРЕВАН, 8 дек – Sputnik. Исполнилась 32-я годовщина Спитакского землетрясения, ставшего одной из самых страшных страниц армянской истории.
Масштаб Спитакского землетрясения в цифрах>>
Катастрофа унесла свыше 25 тысяч жизней, инвалидами стали около 140 тысяч, остались без крова более полумиллиона человек.
Масштабы катастрофы
Трагедия произошла утром 7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту . От мощных толчков пострадали более 300 населенных пунктов. В эпицентре землетрясения — городе Спитаке — сила подземных толчков достигала 10 баллов (по 12-балльной шкале), в Ленинакане (Гюмри) — 9 баллов, Кировакане (Ванадзоре) — 8 баллов.
Спитак, оказавшийся в эпицентре катастрофы, был разрушен до основания практически за 30 секунд.
Землетрясение вывело из строя около 40% промышленного потенциала Армении. Были разрушены или пришли в аварийное состояние десятки школ, детских садов, больниц, два театра, 14 музеев, 391 библиотека, 42 кинотеатра, 349 клубов и домов культуры. Было выведено из строя 600 километров автодорог, 10 километров железнодорожных путей, полностью или частично разрушено 230 промышленных предприятий.
Прямой материальный ущерб оценивается в 10 миллиардов рублей (на 1988 год), а с учетом затрат на восстановление эта сумма должна быть удвоена.
Воспоминания очевидцев
На весь мир прогремела история об Эмме Акопян, которая со своим ребенком на протяжении семи дней находилась под завалами здания в Ленинакане.
"За минуты две до землетрясения девочка проснулась, я побежала к ней и успела только распеленать ее. Началось землетрясение, я взяла ребенка на руки… Дальше провал", - рассказывает Эмма.
Она видела, как все рушится. Но момент падения с третьего этажа, когда пятиэтажка буквально сложилась, как карточный домик, Эмма не помнит. Когда она очнулась, то уже была под завалами.
Анаит Галаджян из Ванадзора вспоминает, что когда начало трясти, она возилась на кухне. Старший сын (ему было 2 годика) играл тут же, рядом, а двухмесячный Араик спал в дальней комнате.
"Вытащила ребенка из люльки, побежала обратно на кухню, за старшим сыном. Трясло уже так, что практически невозможно было держаться на ногах. Мотало из стороны в стороны так, как, наверное, на корабле бывает, во время шторма. Все здание шаталось, а сверху падали большие черные камни. Пару раз меня сильно огрело по голове. Если бы не младший в руках, которого я прикрывала своим телом, и старший, которого я буквально тащила за руку, наверное, от удара я бы потеряла сознание и упала. А так пришлось, конечно, держаться", - вспоминает Галаджян.
В доме заклинило входную дверь. К счастью, она жила на первом этаже, с трудом спустила старшего из окна. Младшего она просто "выкинула" в окно на руки свекра и соседей, после чего прыгнула сама.
Крики, плач и кромешная тьма: бывшие школьники вспоминают о Спитакской трагедии>>
Многие дети оказались под завалами детских садов и школ. Арман вместе с 33 другими учениками находился в школе. Он помнит толчок, падающие с потолка и стен обломки, облако пыли и мрак.
Последующие толчки были настолько сильными, что рухнули не только шкафы, но и стена соседнего кабинета, перекрыв выход из класса.
"Было неясно кто, где или под чем оказался. После второго толчка послышался грохот, а затем плач и крики… Когда вокруг стало чуть светлее, я повернул голову и увидел рядом неподвижное тело своего одноклассника", - вспоминает Арман.
Его удалось вытащить из-под обломков через четыре часа. Девятеро его одноклассников погибли.
Землетрясение глазами иностранцев
Сразу после землетрясения в Армению направились сотни добровольцев со всех стран СССР и мира. Их воспоминания не менее точно описывают весь ужас произошедшего.
Разрушенные здания, похожие на скомканные игральные карты, — это первое впечатление от Ленинакана (Гюмри), которое сохранилось навсегда в памяти представителя департамента ЧС организации "Врачи без границ" Мари-Кристин Ферир.
Один из руководителей спасательных групп Иван Душарин вспоминает, что одного из крановщиков скорая помощь увезла в психиатричку после того, как, работая на завалах школы, он поднял ряд плит, под которыми был класс мертвых детей младшего возраста.
"Работа спасателя требовала крепких нервов и устойчивой психики, но мы же все живые люди. Проблемы начались и у нас. Ребята после работы не могли полноценно отдохнуть, ночью снились кошмары, то один, то другой вскакивал, что-то крича", - писал Душарин.
Спасатель из Грузии Отар Тумм-Начкебиа участвовал в разборе завалов на одном из производственных корпусов.
"Там были женщины, около 300 человек. Все оказались под завалами. Мы долго откапывали их. Тела не разлагались, поскольку был сильный мороз. Было сложно вытаскивать тела. Было принято решение оттаивать их. И это было самым страшным зрелищем из всего, что я видел во время землетрясения в Армении", - вспоминает Тумм-Начкебиа.
"Зона бедствия"
Комиссию по ликвидации последствий трагедии возглавил председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков, которому впоследствии было присвоено звание "Национального героя Армении". За несколько дней в республике было развернуто 50 тысяч палаток и 200 полевых кухонь.
Всего в спасательных работах, помимо добровольцев, принимали участие свыше 20 тысяч солдат и офицеров, при расчистке завалов использовалось более трех тысяч единиц военной техники. По всей стране активно проводился сбор гуманитарной помощи.
111 стран оказали СССР помощь, предоставив спасательное оборудование, специалистов, продукты и медикаменты.
В 1988г. сразу после Спитакского землетрясения великий шансонье Шарль Азнавур (Национальный герой Армении) создал в Париже фонд помощи пострадавшим от стихии, который получил название "Азнавур для Армении".
По данным Государственного комитета градостроительства Армении, в 1989-2008 годах благодаря финансированию советских, государственных и международных организаций был решен жилищный вопрос около 60 тысяч человек. В 2008 стартовала программа государственной помощи семьям зоны бедствия, оставшимся без крова. Бенефициариями программы стали 5381 человек в Лорийской и Ширакской областях.
Не вызывает сомнения, что значительная часть этих средств была разворована. По различным оценкам, собранной суммы было бы достаточно для того, чтобы полностью отстроить "зону бедствия" целых два раза.
К годовщине землетрясения в Спитаке: о некоторых мифах и гипотезах вокруг трагедии>>
Госбюджетом Армении на 2020 год для зоны бедствия выделено 3 миллиарда драмов. На эту сумму должны быть решены жилищные проблемы оставшихся 226 семей, в отношении которых у правительства Армении де-юре остались обязательства.
Новая версия причин землетрясения
Отметим, до сих пор в сети всплывает не обоснованная фактами версия о том, что причиной землетрясения стали подземные испытания оружия.
Однако недавно генеральный директор Международного центра глобального мониторинга и прогноза сейсмической погоды, ведущий научный сотрудник Координационно-прогностического центра Института физики Земли РАН Самвел Акопян заявил, что причиной масштабного бедствия мог стать техногенный фактор – строительство Ахурянского водохранилища.