Как мы уже сообщали, почетный председатель Высшего Евразийского экономического совета Нурсултан Назарбаев официально озвучил предложение предоставить Азербайджану статус наблюдателя в ЕАЭС.
"Я сердечно приветствую налаживание отношений между Арменией и Азербайджаном после многолетней размолвки. Теперь считаю возможным провести переговоры с Азербайджанской Республикой, чтобы она стала наблюдателем в ЕАЭС", - заявил экс-президент Казахстана.
Вряд ли Назарбаев стал бы говорить такое, если бы его инициатива заранее не была согласована с Ильхамом Алиевым. Означает ли это, что официальный Баку действительно собирается в ближайшее время подать заявку на вовлечение в структуры ЕАЭС? И как себя в этом случае поведет Армения, без согласия которой подобные вопросы не могут даже рассматриваться?
До недавних пор Азербайджан не проявлял видимого интереса к членству в Евразийском экономическом союзе по весьма простой причине – было ясно, что Армения, имеющая право вето при решении подобных вопросов, этому воспротивится. Теперь, когда в соответствии с прошлогодним трехсторонним заявлением стороны взяли на себя определенные обязательства по деэскалации, тема вступления Азербайджана в ЕАЭС становится актуальной. И первыми эту тему подняли представители Казахстана. Помощник председателя коллегии Евразиатской экономической Комиссии Ия Малкина в начале апреля подтвердила, что именно от Казахстана исходила инициатива приглашения правительственной делегации Азербайджана на заседание состоявшегося в Казани межправительственного совета организации.
Как известно, посланцы Баку в Казань тогда так и не прибыли. Причиной стало фактическое вето, наложенное Ереваном. Тогдашний министр иностранных дел Армении Ара Айвазян пояснил, что "консенсуса об участии Азербайджана в заседании межправсовета достигнуто не было". Еще до того вице-премьер Мгер Григорян дал понять, что Ереван заблокирует участие азербайджанской делегации в заседании, "если не будут даны ответы на определенные вопросы". Григорян не отрицал, что в контексте обсуждения этой темы рассматривались требования армянской стороны, касающиеся выполнения Азербайджаном пункта трехстороннего заявления о возвращении военнопленных.
Таким образом, становится очевидным, что до сих пор Армения была последовательна в своей решимости препятствовать интеграции Азербайджана в структуры ЕАЭС до окончательного решения ряда спорных вопросов двусторонних отношений.
Конечно же, никто и не рассчитывал на то, что Армения так легко согласится одобрить интеграцию в ЕАЭС страны, с которой она совсем недавно была в состоянии войны и которая по сей день отказывается возвращать большую часть захваченных военнопленных. Столь же наивным будет выглядеть уверенность в том, что Армения станет до конца проявлять категоричность. Судя по всему, рано или поздно, будет найден компромисс, который позволит Азербайджану интегрироваться в структуры Евразийского экономического союза. Но что взамен получит Армения?
В Баку заявляют, что они не так уж и стремятся в Евразийский союз. По крайней мере, ни на какие уступки ради этого идти, мол, не собираются. Провластный депутат парламента Азербайджана Расим Мусабеков недавно заявил, что если в вопросе интеграции в ЕАЭС Армения попытается выдвигать предварительные условия, "Баку их даже рассматривать не станет". Но в таких вопросах, как известно, не все, что говорится публично, соответствует действительности. Диалог с Ереваном относительно условий вовлечения Азербайджана в структуры Евразийского союза все-таки неизбежен. Вот только вестись он будет, судя по всему, не напрямую. Проблему легче будет обсуждать с Россией и Казахстаном, которые заинтересованы в членстве Азербайджана в ЕАЭС не меньше, чем сам Азербайджан. А если так, то Москве и Нурсултану придется искать механизмы, способные склонить Баку к конструктивности.
Совершенно очевидно, что в интеграции ЕАЭС с Азербайджаном весьма заинтересованы также в Минске. В ходе своего визита в Баку Александр Лукашенко обсуждал эту тему с Ильхамом Алиевым. Президент Азербайджана перед телекамерами сказал своему гостю: "Беларусь как партнер Армении, как член ЕАЭС и ОДКБ, и в то же время как близкий друг Азербайджана, может сыграть важную роль в налаживании контактов". Гость пообещал содействовать. Сразу после этого председатель комиссии по международным делам Палаты представителей Беларуси Андрей Савиных заявил, что "Беларусь приложит усилия по привлечению Азербайджана к более тесному сотрудничеству с ЕАЭС".
По всему заметно, что уже по сути дан старт работам, направленным, если не на вступление Азербайджана в ряды полноправных членов организации, то, по крайней мере, на широкую экономическую интеграцию.
Для начала это может быть предоставление Азербайджану статуса наблюдателя, каковым располагают ныне Молдова, Таджикистан, Узбекистан и Куба. Следующим шагом может стать вовлечение в зону свободной торговли, как это было в случае в Сербией, Вьетнамом, Ираном и Сингапуром. Но для получения статуса наблюдателя и партнера тоже необходимо согласие всех членов организации. То есть и тут все будет упираться в право вето, которым располагает Армения.
Необходимость консенсусных решений действующим уставом организации оговорена предельно отчетливо. Но стоит отметить, что некоторые члены Евразийского экономического союза предпринимали попытки добиться пересмотра порядка принятия решений. Это не сильно афишировалось, но информация о таких попытках в прессу все-таки утекала. Так в мае 2019-го министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой заявил, что его страна предлагает отменить право стран-членов на вето при принятии важных решений.
Речь о том, чтобы решения в организации принимались не консенсусом, как сейчас, а большинством голосов. Реакция партнеров на предложение Минска огласке предана не была. Но смею предположить, что Армения уж точно не стала бы такую идею одобрять. Инициатива не имела продолжения, так как для внесения предложенных корректив необходимо изменение не только устава организации, но и Договора о Евразийском экономическом союзе. А для этого тоже нужен консенсус. Более того - чтобы одобрить поправки в международный договор, нужна ратификация парламентами каждой из этих стран-членов. Так что у идеи отказа от принципа консенсуса мало перспектив.
Пока в ЕАЭС действует нынешний порядок принятия решений, мнением Еревана невозможно пренебречь. Другое дело – сможет ли Ереван долго и успешно выдерживать то неизбежное давление, которое уже оказывается на него со стороны партнеров, весьма заинтересованных в вовлечении Азербайджана в структуры ЕАЭС. В любом случае, положительным для Армении является уже тот факт, что появилась еще одна площадка для обсуждения требований, предъявляемых Азербайджану. Прямые или опосредованные консультации неизбежны. И чем раньше они начнутся, тем лучше.