Теперь, когда в соответствии с ноябрьским трехсторонним заявлением стороны взяли на себя определенные обязательства по деэскалации, тема вступления Азербайджана в ЕАЭС становится актуальной. Обозреватель Sputnik Армения анализирует перспективы возможного развития ситуации.
29-го апреля в Казани начнет работу заседание межправительственного совета Евразийского экономического союза. Целый ряд заслуживающих доверия источников свидетельствует о том, что в этом заседании планируется участие правительственной делегации Азербайджана. И, судя по всему, это ознаменует старт работ, направленных, если не на вступление Азербайджана в ряды полноправных членов организации, то по крайней мере, на широкую экономическую интеграцию. Для начала это может быть предоставление Азербайджану статуса наблюдателя, каковым располагают ныне Молдова, Таджикистан и Куба. Следующим шагом может стать вовлечение в зону свободной торговли, как это было в случае в Сербией, Вьетнамом, Ираном и Сингапуром. Но все дело в том, что во всех случаях непременно нужно будет согласие всех членов организации. Стало быть перспектива интеграции Азербайджана зависит от того, воспользуется ли Армения своим правом вето, или предпочтет не делать этого?
Пока еще трудно понять, на какой стадии решение вопроса – идет довольно противоречивая информация. В российском МИД ответили российским медиа, что участие Азербайджана в предстоящем заседании межправительственного совета ЕАЭС, действительно обсуждается, но никаких решений на этот счет пока нет. В то же время помощник председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Ия Малкина сообщила агентству Sputnik, что Азербайджану адресовано приглашение принять участие в заседании.
Трудно понять, может ли быть направлено приглашение, если консенсус на этот счет пока не достигнут. В любом случае, заметно, что все остальные члены организации, кроме Армении, приветствуют идею вовлечения Азербайджана и настроены убеждать Армению не препятствовать этому.
Наивно было бы рассчитывать на то, что Армения так легко согласится одобрить интеграцию в ЕАЭС страны, с которой еще полгода назад была в состоянии войны и которая по сей день отказывается возвращать большую часть захваченных военнопленных. Столь же наивным будет выглядеть уверенность в том, что Армения станет до конца проявлять категоричность. Судя по всему, рано или поздно, будет найден компромисс, который позволит Азербайджану интегрироваться в структуры Евразийского экономического союза.
В Ереване не отрицают, что вопрос участия азербайджанской делегации в заседании межправительственного совета ЕАЭС действительно обсуждается, и что Армения имеет на этот счет конкретную позицию.
Вице-премьер Мгер Григорян в пятницу дал понять, что Ереван вполне может заблокировать участие представителей Баку в заседании, если не будут даны ответы на определенные вопросы. "Есть формальный процесс, который в ближайшие дни завершится. Этот процесс предполагает согласование. Наступит день и мы скажем – да или нет", - заявил Григорян. При этом заместитель главы правительства не исключил, что в контексте обсуждения этого вопроса будут рассмотрены требования армянской стороны, касающиеся выполнения Азербайджаном пункта трехстороннего заявления, оговаривающего необходимость возвращения военнопленных.
Диалог на этот счет будет вестись, скорей всего, не напрямую. Из слов вице-премьера становится ясно, что проблему планируют обсуждать с российской стороной, которая больше заинтересована в вовлечении Азербайджана в структуры ЕАЭС, чем сам Азербайджан. Москва, в свою очередь, будет искать механизмы, способные склонить Баку к конструктивности. Судя по всему, в интеграции Азербайджана весьма заинтересованы также в Беларуси и в Казахстане. По словам помощника председателя коллегии Евразийской экономической Комиссии Ии Малкиной, инициатива приглашения Азербайджана на заседание межправсовета поступило от руководства Казахстана. Напомню, в свое время Нурсултан Назарбаев предлагал также обсудить вопрос предоставления Азербайджану статуса наблюдателя в ОДКБ. Армения тогда выступила резко против, и тема даже не вошла в повестку.
Парламент Армении ратифицировал соглашение о свободной торговле ЕАЭС и Сербии>>
Официальный Минск тоже весьма активен во всем, что касается продвижения интересов Баку в структурах Евразийского партнерства. В российских СМИ на прошлой неделе появилось аргументированное предположение о том, что в вопросе интеграции Азербайджана в ЕАЭС именно Беларусь играет роль основного посредника. Судя по всему, накануне Александр Лукашенко будучи в Баку обсуждал эту тему с Ильхамом Алиевым. Президент Азербайджана перед телекамерами сказал своему гостю: "Беларусь как партнер Армении, как член ЕАЭС и ОДКБ, и в то же время как близкий друг Азербайджана, может сыграть важную роль в налаживании контактов". Гость пообещал содействовать. Это может означать готовность Александра Лукашенко использовать свое влияние для того, чтоб убедить премьера Армении не чинить препятствий вовлечению Азербайджана в евразийские интеграционные структуры. Сразу после этого председатель комиссии по международным делам Палаты представителей Беларуси Андрей Савиных заявил, что "Беларусь приложит усилия по привлечению Азербайджана к более тесному сотрудничеству с ЕАЭС". "Несомненно, в ближайшие месяцы мы увидим плотную работу Азербайджана на площадках ЕАЭС и Таможенного союза", - заявил депутат. Откуда может быть такая уверенность, если как минимум одна из стран-членов организации не дала своего согласия?
В связи с этим уместен вопрос – можно ли будет обеспечить вступление Азербайджана в ЕАЭС без согласия Армении? Действующий устав организации это исключает, поскольку принятие новых членов требует согласия всех полноправных партнеров. Но стоит отметить, что некоторые члены Евразийского экономического союза предпринимали попытки добиться пересмотра порядка принятия решений. Это не сильно афишировалось, но информация о таких попытках все-таки просочилась. Так в мае 2019-го министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой заявил, что его страна предлагает отменить право стран членов на вето при принятии важных решений.
Речь о том, чтоб решения в организации принимались не консенсусом, как сейчас, а большинством голосов. Реакция партнеров на предложение Минска огласке предана не была. Но смею предположить, что Армения уж точно не стала бы такую идею одобрять. Инициатива не имела продолжения, так как для внесения предложенных корректив необходимо внесение изменений не только в устав организации, но и в Договор о Евразийском экономическом союзе. А для этого тоже нужен консенсус. Более того - чтобы одобрить поправки в международный договор, нужна ратификация парламентами каждой из этих стран-членов. Так что у идеи отказа от принципа консенсуса мало перспектив.
Пока в ЕАЭС действует нынешний порядок принятия решений, мнением Еревана невозможно пренебречь. Другое дело – сможет ли Ереван долго и успешно выдерживать то неизбежное давление, которое будет оказано на него со стороны партнеров, весьма заинтересованных в вовлечении Азербайджана в структуры ЕАЭС. В любом случае, положительным для Армении является уже тот факт, что появилась еще одна площадка для обсуждения требований, предъявляемых Азербайджану.
В Баку не могут не считаться с тем, что у Еревана все-таки есть действенные механизмы воздействия. В связи с этим уместно вспомнить про затяжные и тяжелые переговоры между Москвой и Тбилиси, которые предшествовали вступлению России в члены Всемирной торговой организации. Грузия, к тому времени уже являвшаяся полноправным членом ВТО, выдвинула перед Россией целый ряд предварительных условий. Лишь после достижения важных политических договоренностей Тбилиси официально заявил, что не станет накладывать вето на принятие России в члены организации. Полагаю, нечто подобное будет и в случае с рассмотрением заявки Азербайджана на интеграцию в евразийские структуры. Прямые или опосредованные консультации неизбежны. И чем раньше они начнутся, тем лучше.