ЕРЕВАН, 15 дек — Sputnik, Ашот Сафарян. Брюссельская встреча лидеров Армении и Азербайджана не привела к прорывным решениям, хотя в целом тон заявлений был весьма оптимистичным. Бросаются в глаза несколько моментов, заслуживающих определенного анализа. Переговоры в бельгийской столице были инициированы председателем Европейского совета Шарлем Мишелем. Последний по итогам встречи выступил с заявлением, в котором обозначил основной круг задач.
Лидер ЕС, однако, не ограничился трехсторонней встречей, и в какой-то момент оставил Никола Пашиняна и Ильхама Алиева общаться тет-а-тет. Общение в таком формате происходило впервые после 44-дневной войны прошлого года. Состоявшиеся после войны две встречи - в Москве и Сочи - были в трехстороннем формате. При этом любопытно, что армянский кабмин на момент подготовки нашего материала не дал комментария относительно тет-а-тет встречи в Брюсселе, о которых говорил не кто иной, как сам Мишель. С чем связано такое "конфиденциальное" поведение армянских властей, можно только гадать.
Взять эстафету у России?
По мнению политолога Норайра Дунамаляна, можно предположить, что Евросоюз пытается создать формат двустороннего общения между лидерами, способствовать установлению прямой связи между ними. "Нельзя исключать, что европейцы тем самым хотят, насколько это возможно, ограничить дипломатическую активность Москвы на карабахском и в целом армяно-азербайджанском треке", - сказал эксперт в интервью Sputnik Армения.
Поднять планку и начать торговаться
Перед встречей в составе Пашинян-Мишель-Алиев армянский премьер в своем Facebook заявил о попытках Баку завести переговоры в тупик. Переговорам предшествовала встреча Алиева с генсеком НАТО, и на совместном брифинге азербайджанский лидер увязал функционирование Лачинского коридора с так называемым "Зангезурским коридором". Он заявил, если Ереван будет настаивать на установке таможенных пунктов на этом коридоре, то Баку будет настаивать на идентичных условиях в Лачинском коридоре. Пашинян в своем аккаунте отреагировал резко, сказав, что попытки президента Азербайджана проводить параллели с Лачинским коридором не имеют ничего общего с обсуждениями на эту тему, подписанными заявлениями, и неприемлемы для Армении.
Дунамалян считает это излюбленным дипломатическим стилем азербайджанской стороны. Баку сначала устанавливает высокую планку требований в попытке выторговать какие-то выгоды, чтобы оставить задел для снижения.
"Когда президент Азербайджана говорит о неприемлемости обсуждения статуса Карабаха или о том, что дорога через Сюник должна функционировать по аналогии с Лачинским коридором, то нужно понять, что он хочет поторговаться и что-то получить взамен на отказ от этих требований", - говорит Дунамалян.
Экономика в первую очередь
В заявлении председателя Европейского совета есть пункт о создании платформы для развития экономического сотрудничества и укрепления доверия между Ереваном и Баку. Брюссель обещает выделить экспертов (группу консультантов) для оказания поддержки в вопросах демаркации и делимитации границ между двумя республиками. А ведь этот процесс с самого начала стартовал под патронажем Москвы. И непонятно, о какой технической помощи Армении и Азербайджану со стороны ЕС идет речь.
По словам Дунамаляна, на первый взгляд может показаться, что Евросоюз сам хочет стать модератором процесса делимитации и демаркации. На самом деле в Брюсселе понимают незыблемую роль Москвы. В самом заявлении Мишеля есть ссылка на трехсторонние заявления, которые, как известно, были приняты при российском посредничестве. Да и формат Минской группы ОБСЕ никто не отменял.
"Евросоюз сам по себе не может быть площадкой урегулирования конфликта. Для этого есть МГ ОБСЕ. Думаю, ЕС будет действовать в фарватере Минской группы ОБСЕ. У Брюсселя нет достаточных политических рычагов для самостоятельной модерации в конфликте. Основная деятельность будет носить экономический характер. ЕС будет способствовать открытию коммуникаций, достижению определенных экономических результатов", - предполагает наш собеседник.
В нынешней ситуации для Евросоюза было бы интересно формирование условного экономического пояса, включающего Турцию, Южный Кавказ, Среднюю Азию. Политически вытеснить Россию ЕС не в состоянии. У Москвы остаются мощные военно-политические рычаги на Южном Кавказе, ее миротворцы стоят в Карабахе, говорит Дунамалян. Он склонен считать, что между центрами силы есть своеобразное распределение ролей на Южном Кавказе. И в перспективе это разделение функций будет проявляться все отчетливее.