На прошлой неделе на Кипре в рамках трехсторонней программы военного сотрудничества между Кипром, Грецией и Арменией прошли совместные учения.
Целью военных учений Special Precision Sniper было повышение боеготовности солдат и офицеров воинских подразделений особого назначения. Особое внимание уделялось использованию современных средств, способствующих точности снайперской стрельбы на средней и большой дистанции. В этом вопросе армянским спецназовцам может быть весьма полезен богатый опыт снайперов Национальных гвардий Греции и Кипра.
Примечательно, что программа военного сотрудничества трех стран предполагает, в первую очередь, развитие взаимодействия между подразделениями сил специального назначения. Вот и предыдущие военные учения, состоявшиеся в конце ноября, призваны были совершенствовать боевое мастерство спецназовцев.
Тренировки, проведенные в рамках учений Close Quarter Battle 2021 (Ближний бой 2021), призваны были отработать основные методы проведения спецопераций в условиях городского боя.
"Подобные совместные военные учения, проводимые в рамках программы трехстороннего сотрудничества, наилучшим образом отражают высокий уровень взаимодействия между вооруженными силами Греции, Кипра и Армении", — говорится в пресс-релизе, распространенном министерством обороны Республики Кипр.
Предметная работа по формированию политического альянса между Ереваном, Афинами и Никосией началась три года назад. В июне 2019-го года в Афинах состоялась впервые встреча министров иностранных дел Армении, Греции и Кипра. Министры подписали совместное заявление о создании трехстороннего формата политического партнерства.
Было объявлено, что "целью является содействие миру, стабильности и процветанию посредством широкого политического диалога между странами-участницами". Вторая трехсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств была проведена в Нью-Йорке в рамках 74-й сессии Генассамблеи ООН.
В ноябре 2019-го в ходе своего визита в Ереван президент Греции Прокопиос Павлопулос подтвердил решимость развивать трехсторонний политический альянс. Тогда же было объявлено, что в январе 2020-го в столице Армении состоится саммит глав трех государств. Из-за пандемии коронавируса встреча на высшем уровне вначале была отложена на апрель, а затем перенесена на неопределенное время. По-видимому, она состоится в первой половине 2022-го.
Изначально было ясно, что особое внимание будет уделяться взаимодействию оборонных структур трех стран. Военные активно сотрудничали и прежде, но лишь на двустороннем уровне.
С конца 90-х армянские офицеры проходят переподготовку в греческих военных вузах. Под греческим флагом наши военные в разных странах мира участвовали в миротворческих операциях. Весной 2018-го в Ереване побывал министр национальной обороны Греции Панос Каменос. После переговоров с коллегами он заявил, что "Армения, Греция и Кипр противостоят общим вызовам и угрозам безопасности, а у народов трех стран общая история, общие жертвы, общие проблемы, общие друзья и союзники".
В марте 2019-го политические консультации провели министры обороны трех стран, заложив основу для трехстороннего сотрудничества в военной, военно-политической и военно-технической сферах. Давид Тоноян, Эвангелос Апостолакис и Саввас Ангелидис поручили тогда подчиненным приступить к разработке планов конкретных действий.
В рамках достигнутых договоренностей в феврале 2020-го в Афинах в трехстороннем формате были проведены консультации представителей министерств обороны .
Генералы подписали годовой план сотрудничества, состоящий из десяти пунктов. Большинство запланированных мероприятий пришлось отложить из-за пандемии и начавшейся в сентябре прошлого года войны в Карабахе. Сейчас военные трех стран наверстывают упущенное ударными темпами.
Война не изменила планов, но вызвала необходимость их корректировки. Эта тема, в числе прочих, обсуждалась в ходе прошлогоднего исторического визита в Ереван министр иностранных дел Греции.
Никос Дендиас прибыл в Армению в разгар военных действий с тем, чтоб продемонстрировать союзникам свою солидарность и поддержку, которая, по понятным причинам, не могла носить военный характер. В апреле этого года приверженность всем достигнутым договоренностям подтвердил в Ереване министр обороны Кипра Хараламбос Петридес. Полтора месяца назад новые совместные планы обсудил с коллегами побывавший и в Никосии с официальным визитом председатель Национального собрания Армении Ален Симонян. Была достигнута договоренность о том, что трехсторонний формат сотрудничества будет налажен и на парламентском уровне.
Активно взаимодействуют и государственные ведомства, координирующие работы с диаспорами. Главный уполномоченный по делам диаспоры Заре Синанян в рамках состоявшегося в конце августа рабочего визита в Никосию встретился с уполномоченным президента Кипра Фотиу Фотисом и заместителем министра иностранных дел Греции по вопросам диаспоры Антонисом Диаматрисом. Этот формат важен с точки зрения эффективности совместных лоббистских усилий диаспор.
Продуктивно сотрудничающие общинные структуры армян и греков, успешно продвигая в разных странах инициативы, призваны противодействовать турецкой политической экспансии. Признание Геноцида армян конгрессом США – наиболее наглядный пример плодотворного взаимодействия диаспор.
Греки с армянами тесно сотрудничают также в Швеции, Австралии, Канаде, что тоже приносит ощутимые результаты. Причем партнерство не ограничивается лишь антитурецкими инициативами. Все чаще греки принимают непосредственное участие в мероприятиях в поддержку прав народа Нагорного Карабаха. И это не может не тревожить бакинских правителей.
Провластный депутат парламента Азербайджана Севиль Микаилова недавно заявила, что "создание Грецией и Кипром союза с Арменией в конечном итоге направлено против Азербайджана".
"Разумеется, вступление Армении в военный союз с какой-либо страной создает угрозу национальной безопасности Турции и Азербайджана. Потому следует своевременно проявлять решительность и немедленно реагировать на подобные коварные геополитические союзы", —- сказала она.
Президент Азербайджана эту точку зрения, похоже, разделяет в полной мере. Год назад в ходе встречи с чрезвычайным и полномочным послом Греции Николаосом Пиперигкосом Ильхам Алиев предъявил Афинам откровенные претензии, потребовав отказаться от сотрудничества с Арменией в рамках трехстороннего формата.
"Трехсторонний формат сотрудничества Греции, Кипра и Армении беспокоит нас. Конечно, каждая страна делает то, что считает правильным. Однако, считаю, что будет хорошо, что если вы лично от меня услышите – нас это беспокоит", — заявил Ильхам Алиев. А в отместку за оказанную Афинами и Никосией косвенную поддержку Еревану азербайджанский лидер заявил, что "без колебаний поддержит Турцию в вопросе проводимой ею разведки газа в Восточном Средиземноморье".
После этого официальная пропаганда Азербайджана принялась заверять сограждан в том, что Греция и Кипр "правильно поняли" направленные Алиевым сигналы и скоро пересмотрят отношения с Ереваном.
Политолог Рамия Мамедова недавно взялась утверждать, что "несмотря на общность интересов, Греция и Кипр в итоге откажутся от партнерства с Арменией". В одном из интервью она отметила: “Если перед Грецией и Кипром встанет выбор между Азербайджаном и Арменией, они предпочтут работать с нами, так как Азербайджан силен и стабилен. Исторические претензии, которые объединяют Кипр и Грецию с Арменией, отойдут на второй план в сравнении с экономическими перспективами сотрудничества с Азербайджаном. А потому можно с уверенностью сказать, что трехсторонний формат сотрудничества не даст всего того, на что рассчитывают в Армении. Экономические интересы будут превыше исторических".
Но вот греки, похоже, не готовы согласиться с тем, что экономические интересы должны быть превыше всего. Иначе, они не стали бы отказывать азербайджанцам в их заявке на приватизацию греческой нефтяной компании DESFA. Как известно, Государственная нефтяная компания Азербайджана приняла участие в тендере и сделала Афинам весьма заманчивое в финансовом плане предложение. Делу фактически был дан ход. Но чуть позже правительство Греции неожиданно пересмотрело свое решение, отвергнув Алиева. Администарция Алексиса Ципраса не пожелала передавать стратегически важный объект главному партнеру своего врага и главному врагу своего партнера.
Это ли не лучший ответ на вопрос о том, какие именно интересы превыше – исторические или экономические? У Еревана нет оснований сомневаться в последовательности союзников из Греции и Кипра. В Афинах и Никосии тоже, похоже, верят в перспективы тройственного союза, который намерены развивать во всех сферах. В том числе и военной.