Власти Армении субсидируют паром на Черном море: облегчит ли это жизнь перевозчикам?

Намерение властей Армении наладить паромную связь через Черное море может быть оправдано в случае возмещения стоимости перевозки паромом компаниям. Это может стать подспорьем для бизнеса и единственной альтернативой Ларсу. Но уже сейчас возник ряд вопросов...
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 22 дек — Sputnik, Лаура Саркисян. Субсидирование государством перевозки паромной переправой актуально в отношении крупных предприятий, работающих в Армении. Объемы экспорта и импорта малого и среднего бизнеса не столь велики, чтобы их перевозить этим путем, им при всех минусах выгоднее маршрут через КПП "Верхний Ларс". В этом убеждены специалисты в области сферы.
Ранее министерство экономики выступило с законодательной инициативой, предлагая правительству Армении субсидировать стоимость услуг паромных перевозок. Проектом предусмотрено, что паром будет субсидироваться в тот период, когда дорога через Ларс будет закрыта. В Армении считают, что простой армянских перевозчиков из-за погодных условий на МАПП "Верхний Ларс" причиняет большой урон экономике и сказывается на экспорте.
Проектом предусмотрена аренда парома, который вмещает 50 транспортных единиц. Он будет выполнять ежемесячно восемь рейсов. Стоимость одного паромного маршрута – 25 тысяч долларов, в месяц это обойдется властям в 10 миллионов долларов. Стоимость перевозки для одной фуры в один конец составляет от 1 тысячи до 1 200 долларов. В настоящее время также достигнута договоренность с ОАО "РЖД" о возможности применения скидок от 20 до 50% на железнодорожную перевозку.
Пока без Армении: Иран изменил планы по запуску коридора "Персидский залив – Черное море"
Исполнительный директор армянской грузоперевозочной компании "Апавен" Гагик Агаджанян в интервью Sputnik Армения отметил, что приветствует инициативу, однако к ней есть определенные вопросы.
"Предлагаю наипростейший вариант для поддержки бизнеса. В то время, когда компании будут вынуждены пользоваться паромом для поставки товаров из Армении в Россию и обратно, власти могут помочь им субсидированием паромной перевозки", - сказал Агаджанян.
По его словам, компании могут представить соответствующие документы в Минэкономики, подтверждающие факт перевозки паромом. Взамен они получат компенсацию в размере оплаченной за маршрут стоимости.
Специалист считает, что в настоящее время перевозка морем –единственная альтернатива пути через Ларс. Маршрут хоть и более затратный, однако он обеспечивает бесперебойность перевозок. При этом погодные условия на этот вид перевозок не влияют, что немаловажно для грузоперевозчиков.
Армения получит от Индии "небольшой политический щит" и возможность для транзита - эксперт
В свою очередь глава Ассоциации транспортных экспедиторов Армении Егише Ованнисян в беседе со Sputnik Армения также считает, что деньги за перевозку паромом должны получить те предприятия, которые воспользовались маршрутом и перевезли груз этим способом. В противном случае может заработать коррупционная схема, если это будет координироваться со стороны какой-либо компании или организации. Он считает, что необходимо исключить любых посредников в этом деле, то есть государство напрямую должно находится на связи с компанией.
"Груз поступил в Армению, таможня регистрирует его и передает данные в налоговый орган, а уже Минфин компенсирует", - пояснил Ованнисян.
Он также подчеркнул, что через паромный комплекс возможно перевезти не каждый груз. В республике работает порядка 30% малых и средних предприятий, следовательно, они не смогут воспользоваться железной дорогой, так как у них нет такого объема грузов.
Ованнисян отметил, что этот тип перевозок наиболее актуален для таких крупных компаний, которые занимаются поставками металла, энергоносителей, зерна и горной промышленности.
Ежедневно МАПП "Верхний Ларс" в оба направления пересекает 650 грузовых и 1 700 легковых транспортных средств. Из них армянские фуры - от 10 до 15. В среднем один большегруз перевозит товар на сумму в 25 тысяч долларов.