Пока без Армении: Иран изменил планы по запуску коридора "Персидский залив – Черное море"

© AFP 2024 / ATTA KENAREВид на корабли в Персидском заливе с побережья Ирана
Вид на корабли в Персидском заливе с побережья Ирана - Sputnik Армения, 1920, 09.12.2021
Подписаться
Международный транспортный коридор "Персидский залив – Черное море" важен для Армении, но пока ее роль в этом проекте не совсем ясна. Одна из причин кроется в том, что по функционалу дорог Армения уступает другим государствам-участникам проекта.
ЕРЕВАН, 9 дек — Sputnik, Лаура Саркисян. Армения – полноправный участник проекта создания международного транспортного коридора "Персидский залив – Черное море", и примет участие в подписании соглашения о его реализации в Болгарии. Но это еще не означает, что маршрут МТК будет запущен по территории Армении. Ереван может сыграть ключевую роль в проекте лишь после того, как решит транспортные проблемы и достроит автомагистраль "Север – Юг". В этом убеждена иранист Жанна Варданян.
На это указывает и недавнее заявление гендиректора Управления международных перевозок и транзита Организации автомобильного транспорта ИРИ Мохаммада Джавада Хедаяти.
Армяно-иранская граница - Sputnik Армения, 1920, 07.10.2021
Иран при помощи Армении рисует новую транзитную карту: что стоит за "Кавказским коридором"
В интервью иранскому агентству ISNA Хедаяти представил итоги двусторонних переговоров с представителями Баку и Тбилиси, прошедших в ноябре. Стороны договорились запустить пилотный вариант проекта до конца марта 2022 года. В частности, грузы из Астары (Иран) будут доставляться до Азербайджана, оттуда через Грузию в порты Болгарии и Восточной Европы.
Китай готовит Армении роль в "Новом шелковом пути": кому в регионе придется "попотеть">>
Иранский чиновник отметил, что у Тегерана есть доступ в нейтральные воды через Персидский залив, у Грузии – два важных порта в Черном море, а Баку прилагает все усилия для модернизации и улучшения своей транспортной инфраструктуры. В отличие от других высокопоставленных лиц Ирана, Хедаяти не упомянул в этом контексте Армению.
Варданян в интервью Sputnik Армения пояснила, что заявление иранской стороны и встречи с азербайджанскими и грузинскими партнерами по вопросу создания МТК еще не означают, что Ереван выбывает из проекта "Персидский залив – Черное море".
Премьер-министры Армении и Грузии Никол Пашинян и Ираклий Гарибашвили (8 сентября 2021). Тбилиси - Sputnik Армения, 1920, 08.09.2021
Премьеры Армении и Грузии обсудили транспортный коридор "Персидский залив – Черное море"
На риторику Тегерана влияют события в регионе, однако немаловажную роль играет и транзитный потенциал государств. Еще в сентябре-октябре этого года на фоне напряженности в отношениях между Баку и Тегераном (после задержания азербайджанскими силовиками водителей фур из ИРИ – ред.) иранские чиновники не раз заявляли о стремлении реализовать транспортные проекты с участием Армении.
В частности, в октябре заместитель министра дорог и городского развития Ирана Хейрулла Хадеми в интервью агентству ILNA заявил, что Тегеран готов участвовать в строительстве новой транзитной дороги в Грузию через Армению. Говорилось и о реализации "Кавказского коридора" через Республику Армения.
Подводные камни на пути "Север-Юг": нужен ли проект Еревану после деблокады региона>>
Более того, по итогам пятого заседания рабочей группы стран-участниц МТК, которое состоялось в Ереване в апреле 2021-го, в Армении также отмечали, что Тегеран намерен запустить маршрут через нашу страну.
Как отметила Варданян, Тегеран как инициатор проекта, по сути, рассчитывал, что соглашение по МТК в Софии подпишут представители не пяти, а шести стран (Армении, Азербайджана, Ирана, Грузии, Греции, Болгарии).
Премьер-министры Армении и Грузии Никол Пашинян и Ираклий Гарибашвили (8 сентября 2021). Тбилиси - Sputnik Армения, 1920, 08.09.2021
Премьеры Армении и Грузии обсудили транспортный коридор "Персидский залив – Черное море"
По мнению эксперта, Ирану, так или иначе, нужен армянский маршрут, даже если с точки зрения логистики и инфраструктуры он не очень удобен. Тегерану важно знать, что у него есть альтернативный путь через Армению для диверсификации поставок грузов в Россию и Европу. В настоящее время львиная доля товарооборота с Россией осуществляется через Азербайджан, а на Европу иранцы выходят через Турцию.
"Другой вопрос – какова роль Армении в этом проекте. Очевидно, что наша страна уступает по функционалу дорог другим странам-участницам проекта. Реальный вес в проекте Ереван приобретет после завершения строительства магистрали "Север – Юг", – сказала Варданян.
Автомагистраль "Север – Юг" позволит повысить для Ирана рентабельность маршрута через Армению. До окончания строительства этого пути подпись Армении под соглашением, по словам ираниста, будет простой формальностью.
Официальный Ереван пока не комментирует заявление иранских коллег. В Ереване не раз отмечали, что коридор откроет новые возможности для Армении: позволит диверсифицировать поставки, свободно пользоваться портами ИРИ, стать важным транзитным узлом.
Строительные работы - Sputnik Армения, 1920, 02.08.2019
Статус страны-транзитера нужен Армении "как воздух и вода": что решат в Тегеране?
Инициатор проекта – Иран, впервые озвучивший идею создания МТК еще в 2016 году. За пять лет было проведено пять встреч рабочих групп – в Тегеране, Софии, Тбилиси, вновь в Тегеране и Ереване. За все это время Баку ограничился только заявлениями.
Более того, после встречи в Ереване был составлен предварительный текст будущего договора, и иранская сторона отправила его на согласование. Черновой вариант одобрила и Армения. Встреча представителей стран-участниц проекта состоится в Болгарии уже после окончательного согласования текста соглашения.
Лента новостей
0