Сказку "Щелкунчик" придумал Эрнст Теодор Амадей Гофман, пересказал Александр Дюма-старший, переложил на язык музыки Петр Чайковский, поставил на пуанты Мариус Петипа.
Пройдя такой сложный путь, сказка уже в форме балета оказалась на лучших сценах мира, и ежегодно анонсирует приход самого волшебного праздника — Нового года.
Эта завораживающая история игрушек, пробудившихся в рождественскую ночь, на протяжении многих десятилетий чарует не только детей, но и взрослых. Тысячи людей стремятся попасть на знаменитый балет и погрузиться в атмосферу праздника.
В репертуаре армянского национального академического театра оперы и балета спектакль был 1985-1988 годах. Тогда его поставила приглашенный балетмейстер Людмила Сахарова. Однако более тридцати лет армянский зритель был лишен этого волшебства.
Но в преддверии Нового года оперный театр решил подарить своему зрителю настоящее чудо и предоставил возможность окунуться в атмосферу сказки во все предновогодние вечера.
"Щелкунчик" вновь оказался на армянской сцене, и в очередной раз его постановщик приглашен из России. На этот раз — заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун, который уже много десятилетий хорошо знаком с этим балетом и ставил его на разных сценах.
Сложно представить, но балету почти 130 лет. И идея его создания принадлежит не творческому деятелю, а чиновнику. Разглядел в истории маленькой девочки и щипцах для орехов балетную постановку директор Императорских театров Иван Всеволожский.
Премьера балета состоялась в Мариинском театре 18 декабря 1892 года. Именно тогда впервые прозвучал новый музыкальный инструмент — челеста, выписанный из Парижа по просьбе Чайковского.
Тогда некоторые критики посчитали спектакль скучным и раскритиковали его, сам Чайковский признавался, что балет ему не нравится, постановка вышла аляповатой и ему было сложно смотреть на сцену.
Но это не помешало балету задержаться в репертуаре театра на целых 30 лет. После уже состоялись новые постановки, балет вошел в репертуар Большого театра в 1919 году, с чего и началось его международное признание.