Каким был для Армении 2021-й и чего ждать от 2022-го? Семь новогодних советов

Вот и пришло время прощаться с 2021-м годом и встречать новый, 2022-й. Наш колумнист Сергей Баблумян бросил ретроспективный взгляд на армянскую действительность.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
На излете 2020-го и в преддверии 2021-го каждый желал себе одного – чтоб в наступающем было лучше, чем в уходящем. В 2021-ом лучше не стало. Уходящий никого не вдохновил: не победоносная война радовать не может, а уж потери убитыми, ранеными, пропавшими без вести – тем более.
Новый год приходит во все времена, включая тяжелые, и для всех, но у каждого уходящего года свое лицо. Новых годов у меня на счету уже более восьмидесяти, могу сравнивать, могу что-то забыть, что-то перепутать, могу не захотеть что-то вспоминать, но сказать, что в 2021-й когда-нибудь захочется вернуться, нет, возвращаться мне туда не за чем. Да, у каждого что-то хорошее было: женился, родился, получил повышение по службе, прибавили зарплату, не заболел всемирной хворью, но в общем и целом год был плохой.
Интересные факты об Армении и армянах
Вписывается ли новый закон о сокращении новогодних выходных в армянские традиции?
Наверное, не только для меня. Как бы и каких бы размеров елку ни поднимали на главной площади Еревана, праздничного салюта, веселого освещения, удалой Рождественской ярмарки в ее окрестностях не будет – так решила мэрия и правильно сделала. Люди к елке на праздник не придут, они пойдут в Ераблур, помянуть погибших. Что тут от праздника?
Да и людей у нас становится все меньше и виновата в этом не только война: по информации МВД РФ в 2021 году из Армении в Россию на заработки приехали около трехсот тысяч человек. А сколько уехало раньше? Хорошо бы вспомнить: годом раньше, в 2019-ом, на площади Республики граждан Пакистана, Индии и других стран было чуть ли не больше, чем ереванцев.
А тут еще пандемия со своими бедами. И пока где-то далеко думают как на праздник потратить, мы раздумываем - на чем бы еще сэкономить.
Но не будем посыпать голову пеплом. Если смотреть широко, пандемия в чем-то даже помогла, убрала многие стереотипы, научив хотя бы потреблять услуги через цифровые платформы (у нас пока меньше, чем в России, но тут дело времени); худо-бедно, но получилось и с переходом на "удаленку", (хотя нам бы полезнее чаще и теплее друг с другом общаться), министерство экономики пусть вяло, но обещает остановить рост цен, обеспечить рабочие места, не дать экономике рухнуть, как и что получится с открытием коммуникаций, поживем – увидим.
Топ-5 бюджетных подарков на Новый год ։ многое можно сделать своими руками
Тем временем в бумажных СМИ как предвестники наступающего года появились календари на новый 2022 год, вот-вот будут названы и "Люди года".
Кто в списках может быть? Легче сказать, кого не будет: генералов, не сумевших выстоять и победить, бизнесменов, так и не понявших, что когда они делятся с бедными, то улучшают жизненное пространство вокруг себя улучшая тем самым и свое существование. Не будет политиков крупного калибра, потому что не было прорывов в политике, зато появились журналисты, которым надоело мести по поверхности - писать, показывать и рассуждать они стали по-крупному. Это радует, но этого мало.
Еще о приятном. Скорее всего, будет названо имя омбудсмена Армана Татояна, вездесущего "человек-оркестра", успевающего сделать и то, и другое, и третье.
Отдельная признательность спортсменам, завоевавшим медали разных достоинств, врачам, вылечившим и продолжающим лечить от ковида (хотя другие болезни никто не отменял). Есть, наверное, чем похвалиться еще, а пока выручает диаспора - наш соотечественник, человек-легенда в области ядерной физики, академик Юрий Оганесян в ноябре уходящего года стал лауреатом Международной премии ЮНЕСКО.
А тем временем на площади наращивают елку диаметром почти в пятнадцать метров, с гирляндами длиной в двести километров и полутора тысячами игрушек на ветвях общей стоимостью в семьдесят один миллион драмов. Впечатляет…
Кто сейчас помнит, что символом нового года в Армении когда-то была не елка, а "Древо жизни" (Կենաց ծառ). Его связывали и скрепляли из пшеничной соломы в форме как обычного дерева, так и снопа из пяти колосьев, тоже служившего символом жизни. На такие деревья наши прабабушки вешали игрушки, которые сами же вязали, куклы, веточки корицы, бубенчики, фрукты, обереги. Украшать древо жизни игрушками, сделанными своими руками, также старинная традиция. Ну а самая главная традиция, которую в Армении строго соблюдали, это празднование Нового года в кругу семьи, - напоминают старожилы.
…Людмила Яковлева три года назад переехала на постоянное место жительство в Ереван.
- Вы приехали погостить из Москвы? – спрашивает ее журналист.
- Я здесь живу.
- А что так? Вышли замуж за армянина?
- Нет, просто страна у вас красивая.
- Страна - да. Очень красивая,- соглашается журналист. - Но зачем?..
Время, когда не надо будет спрашивать "зачем", наверное придет, хотелось бы, чтоб побыстрее.
А пока думаем над тем, чем побаловать себя и гостей. Основные новогодние траты, известно, всегда на еду и на подарки. От армянского Деда Мороза они не в коробочках, перевязанных ленточками, а в виде советов, детям и взрослым в день Аманора (армянский Новый год).
Их семь, слушаем и запоминаем: взаимное уважение, мир, честность, мудрость, трудолюбие, скромность и благодарность. Будем стараться выполнить.
С наступающим!