ЕРЕВАН, 15 янв – Sputnik, Давид Галстян. Армянские власти еще не определились с тем, на какие средства будет построена железная дорога Ерасх-Горадиз на территории Армении.
28 декабря в Министерстве территориального управления и инфраструктур Sputnik Армения сообщили, что стоимость восстановления железной дороги Ерасх – Джульфа (Джуга) – Ордубад – Мегри – Горадиз на территории Армении составит порядка 226 миллионов долларов. Работы в районе Мегри, по предварительным данным, обойдутся примерно в 221 миллион долларов, около 5 миллионов потребуется для восстановления участка в районе Ерасха.
Чтобы понять, откуда власти намерены взять значительные для Армении средства на строительство, мы обратились в ряд министерств и офис вице-премьера, занимающегося переговорами по открытию коммуникаций в регионе.
В Минэкономики Армении, куда Sputnik Армения направил запрос, сообщили, что вопрос находится вне их полномочий. Они уведомили, что запрос перенаправлен в Министерство территориального управления и инфраструктур.
Аналогичный запрос был направлен в Минфин Армении.
Сообщаем, что все поднятые вами вопросы находятся на этапе обсуждения. Анализируются все возможные варианты", - сообщили Sputnik Армения в министерстве.
На вопрос готово ли технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, нам также предложили обратиться в министерство территориального управления и инфраструктур.
Уже в Минтерриториального управления на запрос Sputnik Армения ответили, что вопрос выбора источника финансирования не прояснен.
"К рассмотрению вопроса можно перейти только после технико-экономического обоснования, где будут выражены все финансовые расходы на реализацию проекта", - говорится в сообщении.
На данный момент идут работы по инвентаризации участков Мегри и Ерасх для выяснения принадлежности имущества, его состояния и других вопросов.
После их завершения будет обсуждаться вопрос составления технико-экономического обоснования.
Еще до получения ответа на запрос в интервью Sputnik Армения министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян также сказал, что вопрос финансирования - в повестке дня.
"Кажется, понятно, что каждая из стран будет строить на своей территории. Мы готовы строить на своей территории. И сейчас идут различные обсуждения", - отметил Саносян.
Среди возможных вариантов, по его словам, госбюджет, кредитные средства или определенный концессионный договор с ЮКЖД.
У государства есть деньги?
Что касается непосредственно бюджета, как основного источника дохода, то свободных средств у государства попросту нет. Более того, дефицит бюджета 2022 года составляет около 490 миллионов долларов․
Бюджет Армении на 2022 г.
Доходы 1,95 триллиона драмов (чуть больше 4,05 миллиардов долларов), расходы - 2,184 триллиона драмов (около 4,54 миллиарда долларов).
Следует отметить, что во второй половине декабря 2021 года в плане государственных заимствований Минфина Армении на следующий год указывалось, что правительство Армении готовится привлечь дополнительно около 120 миллионов долларов для пополнения бюджета в 2022 году.
То есть, 370 миллионов долларов дефицита власти Армении покроют с помощью гособлигаций и внешних кредитов, по остальным 120 миллионам еще нет понимания.
Начальник операционного отдела департамента по управлению государственным долгом Минфина Армении Самвел Ханвелян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения заверил, что тут проблем не возникнет.
"Это не значит, что по этому объему средств есть проблемы, это не содержит рисков по исполнению бюджета. Если по остальной части понятно, какой объем средств и из какого источника будет привлечен, то по 120 миллионам еще нет определенности", - сказал Ханвелян.
Источник будет выбран на основе наиболее выгодных условий. Дедлайнов в этом вопросе нет. По словам Ханвеляна, конкретика появится, скорее всего, к концу первого полугодия.
Кредит как вариант
Если же правительство будет брать кредитные средства, то здесь есть риски. Ведь в конце кризисного 2020-го размер госдолга уже перешел "красную линию" в 60% и составил 63,5% от ВВП.
Правда, в 2021 году долг правительства опустился до 60,8% (4,2 трлн драмов или 8,78 млрд долларов), и в 2022-м также прогнозируется снижение до 60,2% к ВВП (несмотря на увеличение госдолга в абсолютных цифрах, его соотношение к ВВП может снизиться за счет роста экономики). Таким образом, специалисты считают, что текущий госдолг Армении не вызывает опасений, но набирать новые кредиты не рекомендуются.
И вот тут возникает вопрос, насколько целесообразно принимать решение о восстановлении железной дороги (недешевого удовольствия) без какого-либо серьезного экономического обоснования. Не говоря уже о вопросе безопасности и периодически возникающей эскалации у границы с Азербайджаном.
Напомним, 16 декабря премьер-министр Армении подтвердил, что на встречах с президентом Азербайджана в Сочи (при посредничестве президента России Владимира Путина) и Брюсселе (при посредничестве председателя Европейского совета Шарля Мишеля) была достигнута и подтверждена договоренность о строительстве этой железной дороги (существовавшей еще в советское время, а частично и до Октябрьской революции 1917 года – ред.). В связи с этим премьер поручил начать подготовительную работу для строительства на армянских участках дороги.