ЕРЕВАН, 18 янв — Sputnik, Ашот Сафарян. Миротворческая миссия Организации Договора о коллективной безопасности в Казахстане завершена. Как ранее заявил министр обороны России Сергей Шойгу, процесс вывода коллективных миротворческих сил полностью завершится 19 января. Несмотря на короткий срок, а миссия не продлилась и двух недель, переброска миротворцев стала весьма успешным экзаменом для сравнительно молодой военно-политической структуры.
По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, Организация более чем сумела доказать скептикам и недоброжелателям, что способна добиваться заявленных целей, а именно - обеспечивать безопасность и устойчивость стран-участниц. Более того, эксперт считает, что именно ОДКБ и решила проблему в Казахстане, причем исключительно за счет своего присутствия.
"Это – особо ценный вариант, когда стрелять не пришлось. До недавних пор многие, в том числе и я, были весьма скептично настроены в вопросе эффективности Организации, считая ее аморфной структурой. Потому что на ее счету не было никаких реальных действий. И многие полагали, что это такой же мыльный пузырь, как и НАТО. Но вот первая операция оказалась очень успешной", – сказал Храмчихин в интервью Sputnik Армения.
Факторы, способствовавшие этому успеху, заключаются в быстроте принятия и способности согласовывать решения между руководителями стран.
Если же рассматривать вопрос на оперативном уровне, то Храмчихин отмечает, прежде всего, высокую эффективность воздушно-десантных войск России. Известно, что основную часть миротворческих сил составляли российские десантники.
Особого внимания заслуживает качество работы военно-транспортной авиации ВКС России. По словам военного эксперта, российская авиация очень быстро развернулась, сумев за считанные часы перебросить большое количество личного состава и техники из России и других стран-союзников.
В то же время нашему собеседнику будет крайне интересно понаблюдать, как поведет себя Организация в тех ситуациях, когда одно из государств-участников столкнется с внешней агрессией, а не проблемами внутренней устойчивости и безопасности. Он считает, что действия ОДКБ будут зависеть от каждого конкретного случая, от того, на кого напали и кто противник.
Данный вопрос особенно актуален в контексте армяно-азербайджанского противостояния. Дело в том, что когда принималось решение об отправке миротворцев, в том числе из Армении, в Казахстан, в прессе и экспертном сообществе нашей республики многие критиковали данный шаг, мол, почему ОДКБ столь оперативно не отреагировала на майское вторжение азербайджанских сил на приграничные территории РА – государства-участника данной структуры.
Как известно, азербайджанские военные с 12 мая 2021 года находятся в районе Черного озера (Сев лич) в Сюникской области, а также на ряде участков в Гегаркуникской области, вблизи сел Кут и Верин Шоржа. Весной прошлого года Армения обратилась в ОДКБ по статье 2 Договора о коллективной безопасности. Она гласит, что государства-участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции. Но в ОДКБ тогда ограничились устными заявлениями и призывами разрешить конфликт дипломатическим путем.
Храмчихин, между тем, отмечает, что премьер-министр Армении повел себя чрезвычайно мудро. По совершенной случайности именно Никол Пашинян был в тот момент председателем Совета коллективной безопасности, но он этой случайностью воспользовался очень грамотно, не тянул, не раздумывал, а в должной мере выполнил свои функции председателя. ОДКБ в значительной степени обязана ему, полагает наш собеседник.
Тем не менее, сложно сказать, что будет, если дело дойдет до необходимости вмешательства Организации в конфликт между Арменией и Азербайджаном.
"Есть очень тонкий момент, который сводится к тому, что строгого обозначения границы между Арменией и Азербайджаном нет, граница не делимитирована. И если бои идут за участок, который непонятно, кому принадлежит, то никто влезать туда не захочет. Если же танковые колонны ВС Азербайджана двинутся в сторону Еревана или других городов, то здесь никаких вопросов не возникнет, это уже агрессия", – говорит Храмчихин.
В свою очередь политолог Андрей Арешев убежден, что вывод сил ОДКБ на данном этапе был рациональным решением. В комментарии для Sputnik Армения он отметил, что миротворцам удалось стабилизировать обстановку в Казахстане, что позволило снять режим чрезвычайного положения во многих областях и начать процесс возвращения к мирной жизни. На этом фоне более длительное пребывание коллективных миротворческих сил ОДКБ было чревато различного рода провокациями и неблагоприятным информационным освещением.
Он также считает успехом то, что ОДКБ сумела не вмешаться в противостояние между казахстанскими силовиками и вооруженными группировками. Задачей миротворцев с самого начала была охрана ключевых инфраструктурных объектов и коммуникаций. Присутствие сил ОДКБ позволило казахстанским ВС и другим силовым структурам сосредоточиться на выполнении их основных функций.
Напомним, массовые протесты в Казахстане начались в первые дни 2022 года. Изначально жители городов Жанаозен и Актау на западе страны выступили против двукратного роста цен на сжиженный газ, затем протесты распространились на другие города и переросли в массовые беспорядки с политической подоплекой. Власти назвали случившееся попыткой госпереворота.
После обращения президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Совет коллективной безопасности ОДКБ было принято решение направить в страну коллективные миротворческие силы для нормализации обстановки, решение озвучил премьер Армении Никол Пашинян как председатель СКБ ОДКБ. Первая группа была отправлена 6 января, развертывание сил завершилось 9 января. А уже 13 января, после завершения миссии, начался поэтапный вывод коллективных сил.
В ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан.