На фоне тяжелейшего переговорного процесса между Россией и США активизировался турецкий президент Эрдоган. Этого следовало ожидать хотя бы потому, что Анкара и в прошлом неоднократно предлагала себя в качестве посредника между Москвой и Киевом, считает политический обозреватель Sputnik Армения.
США усыпают переговорный процесс "камешками преткновений"
"Голубь мира" из Эрдогана, конечно же, вряд ли получится. Однако в преддверии глобального разрыва между Россией и Западом (а он в этом уверен), турецкий лидер делает все возможное, чтобы "затесаться" в процесс.
А украинский фактор, хоть и привлечен в переговорный процесс между Москвой и Вашингтоном несколько искусственно самими американцами, является одним из основных камней преткновения для переговорщиков. Вашингтону весьма выгодно наличие этого “камня”.
И вообще очевидно, что дипломаты из Госдепа откровенно пытаются “вырулить” именно на этом всю структуру переговоров. Пытаются разменять глобальную повестку и тематику на такие “мелкие камешки”.
Эти камешки – Украина, Северный поток 2, “открытые двери” Североатлантического Альянса, обиженная поза европейцев (с которыми не советуются) – могут действительно позволить “заболтать” глобальные условия по безопасности, выдвинутые Москвой. Именно на это и делает ставку Вашингтон, и именно этого пытаются избежать в Кремле. И предсказуемая позиция Турции в сложившейся ситуации сводится к весьма интересной задумке.
В Анкаре рассчитывают, что представители России в какой-то момент соблазнятся возможностью переноса контактов между Москвой и Киевом на турецкую переговорную площадку. Тем самым из глобального переговорного процесса РФ – США удастся устранить хоть один из тех самых “камешков”, о которых было сказано выше.
Так что предложение Эрдогана, направленное по президентским адресам в Москве и в Киеве с предложением встретиться Путину с Зеленским на турецкой (вроде бы нейтральной) переговорной платформе, можно было ожидать. Особенно сейчас, когда первый этап переговоров в Женеве (США), в Брюсселе (НАТО) и в Вене (ОБСЕ) показал лишь одно – позиции переговорщиков “страшно далеки друг от друга”.
Соблазнятся ли с подобным раскладом в Кремле? Скорее нет, нежели да, поскольку как ни крути, а Турция все-таки страна–член НАТО. А Североатлантический Альянс сам по себе является еще одним “камешком преткновения” для переговорщиков, которые встретятся 21 января в Женеве (уже на уровне руководителей внешнеполитических ведомств России и США).
Поддастся ли Москва соблазну "сыграть в поддавки"?
Украина, скорее всего, тоже откажется от подобного “гешефта”. Правда, официальные лица в Киеве много раз говорили о том, что рады поддержке такой страны, как Турция. Однако следует помнить, что погоду на Банковой 10, где расположен офис президентской администрации Украины, “делают” американцы, которым вовсе не улыбается перспектива упустить из своих рук контроль над процессом переговоров между Москвой и Киевом. Вернее, над отсутствием каких-либо процессов.
Так что той же Москве, например, можно было бы и сыграть в эти “поддавки”. Сказать, например, что вовсе не прочь организовать такой контакт, минуя конкретно американские дипломатические “рогатки”, сковывающие руки Киева. Ну, можно сказать, что для начала вовсе не обязательны контакты на высшем уровне в форме саммита. Для начала, мол, сойдут и замминистра ИД.
Словом, в преддверии встречи в Женеве Лаврова с Блинкеном, как говорится, можно “поиграть на нервах противника”. Как минимум, вреда не будет. Ведь потом можно будет сказать о том, что именно противная сторона отказалась и от такого формата (тем более на территории натовской страны) – уже копейка в копилку российской позиции. Камешком меньше, как говорится.
Другое дело, что несогласие российской стороны контачить с украинцами обусловлено весьма принципиальными соображениями. Конкретно – тем обстоятельством, что переговариваться с Киевом по большому счету не о чем, пока тот не начнет выполнять Минские договоренности (нормандский формат). От них, кстати, на той же Банковой шарахаются, как черт от ладана. Других причин для контактов с Киевом в Москве не видят.
Так что на инициативе и предложении Эрдогана касательно встречи президентов России и Украины дипломатам со Смоленской площади можно было бы и сыграть. Тем более, сам турецкий президент, скорее всего, сейчас начнет развивать тезис, уже озвученный его официальным представителем Ибрагимом Калыном.
“Турция готова выступить в любой роли для снижения напряженности между Россией и Украиной… Он (Эрдоган) даже пригласил их обоих приехать в Турцию, если они хотят встретиться и разобраться в своих проблемах и разногласиях”, - сказал Калын. А еще он сказал, что турецкий лидер в ближайшие несколько недель намерен посетить Украину, и что Турция согласна на любую роль, лишь бы наладить отношения между Россией и Украиной.
В среду пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков напомнил, что основные разногласия между Москвой и Киевом связаны с пробуксовкой процесса выполнения украинской стороной Минских соглашений. "Если наши турецкие партнеры могут повлиять на украинцев и сподвигнуть их на выполнение ранее взятых договоренностей <...>, это можно будет только приветствовать", — добавил он.
Анкаре необходимо создать и сохранить флер "мирильщика"
Затеяв подобную, на первый взгляд сенсационную, игру на предложение “альтернативной нейтральной площадки” для переговоров между Москвой и Киевом, Эрдоган, если честно, ничем особым не рискует. А вот преференций (при любом раскладе) может получить воз и маленькую тележку. И дело не только в том, что перед мировым сообществом Анкара вдруг выступит в роли некоего “голубя мира”, хотя Турцию весьма трудно представить в подобном образе.
И дело отнюдь не в том, что турецкий лидер действительно хочет помочь найти хоть какие-то точки соприкосновения между Россией и Украиной, у которых действительно налицо серьезнейшие разногласия. Следует помнить, что в принципиальном для Москвы вопросе по Крыму, например, Анкара однозначно заняла позицию Киева. Согласитесь, уже достаточно, чтобы не доверять туркам.
Для Эрдогана ситуация на глобальной геополитической площадке будет складываться как нельзя лучше только в одном случае. Если разногласия между Россией и США (а в широком смысле – между объединенным Западом) будут и дальше углубляться. Желательно – до полного разрыва, до железного занавеса, до жесточайших санкций, до отключения от SWIFT-а и так далее.
Именно тогда Эрдоган и получит возможность продемонстрировать свои истинные качества. Сможет "на полную" использовать свои таланты по маневрированию на большой политической арене между интересами нескольких сверхдержав. И чем больше разногласий, чем острее они – тем больше у него возможностей для маневра. А в том, что вскорости эти разногласия обострятся, Эрдоган уверен – у него на такие вещи отменное чутье.
И именно сейчас ему необходимо хоть как-то подключиться к глобальным процессам, стать участником разборок, если можно так сказать, "в высшей геополитической лиге". Тогда и имя его (вместе с названием страны, которую возглавляет) будет на слуху. И возможностей для маневра получит немало, когда (если) Москва в итоге разругается с Вашингтоном и Брюсселем в пух и прах (в чем сам Эрдоган ни капли не сомневается).
Однако для всего этого необходимо создать и поддерживать своеобразный флер "мирильщика". И на этот раз Эрдоган использует даже своего ближайшего союзника и соратника – президента Азербайджана Алиева. Визит того в Киев (с последующим телефонным разговором с Путиным) является лишним подтверждением тех самых грандиозных планов, которые в своем воображении уже построил Эрдоган.