В Тегеране опасаются, что возросшее после второй карабахской войны влияние Анкары на Южном Кавказе негативно скажется на позиции Ирана. Как укротить Турцию, и почему Иран так заинтересован в скорейшей реализации МТК "Персидский залив – Черное море", - выяснял корреспондент Sputnik Армения.
Тегеран ведет активные переговоры со странами-участницами международного транспортного коридора "Персидский залив – Черное море". До очередной, по счету шестой, встречи рабочей группы осталось менее трех месяцев. В Иране считают, что МТК позволит обуздать аппетиты Турции на Южном Кавказе, и не допустить ее возможной экономической и логистической экспансии, к чему Анкара и стремится последние годы. В тоже время иранские власти четко осознают, что Армения, пожалуй, единственная, кто может помочь им в этом вопросе.
На это указывают последние заявления официального Тегерана. Очередной месседж был направлен в субботу, в ходе двусторонней встречи глав внешнеполитических ведомств Армении и Ирана Арарата Мирзояна и Хосейна Амира Абдоллахиана на полях Мюнхенской конференции.
В частности, главы МИД подчеркнули важность завершения работы над соглашением о транспортном коридоре "Персидский залив – Черное море" и его подписания. Была достигнута договоренность об организации очередной встречи экспертов.
Иран пытается обуздать Турцию
Проект международного транспортного коридора "Персидский залив – Черное море" дорогостоящий, амбициозный и довольно-таки сложный с точки зрения реализации. Больше стран – больше проблем, множество таможенных досмотров, неоднократная смена железнодорожной колеи (в Иране, например, она европейская, - ред.), разница в правилах автомобильных перевозок, а также необходимость задействования морского транспорта.
Однако он важен для Ирана с политической точки зрения. МТК для Тегерана – альтернатива маршрутам, которые могут быть запущены между Арменией, Турцией и Азербайджаном в ближайшие годы.
Запуск бесперебойного сухопутного сообщения с Черным морем позволит Ирану стать ключевым связующим звеном между странами Азии, бассейна Персидского залива и Индии с Европой и Россией. Однако Тегеран должен реализовать свою идею, озвученную еще шесть лет назад, за короткий срок. В противном случае на фоне разблокирования транспортных коммуникаций коридор может потерять свою привлекательность. Кроме того, помешает планам Тегерана и восстановление ж/д советских времен между Ереваном и Баку, особенно в случае возможного присоединения Турции (ветки Карс-Гюмри) к ней.
В Иране это отчетливо понимают и опасаются, что возобновление работы армяно-азербайджанской ж/д уменьшит экономическое и политическое значение Тегерана и его проекта в регионе. По этой причине Тегеран предпочитает, чтобы его коридор проходил через армянский Сюник, нежели по армяно-азербайджанскому ж/д (на участке Нахичевани). В случае присоединения к армяно-азербайджанской железнодорожной ветке, сокращается путь между странами бассейна Персидского залива до Черного моря. Однако этот логистический расклад не выгоден Ирану по политическим соображениям. В указанном проекте Тегеран не имеет никакой роли.
С чисто логистической точки зрения, Иран может связаться с Болгарией через Турцию (автомобиль или ж/д, а затем морем). Этот маршрут менее затратный, а также короче. Он не огибает несколько стран, товары не проходят через ряд КПП. Однако в этом случае Иран как раз-таки хочет диверсифицировать окно в Европу через Турцию, запустив маршрут по территории Армении. В настоящее время Иран выходит на Европу через Турцию, на Россию – через Азербайджан. Однако в этих странах иранские перевозчики иногда сталкиваются с проблемами. Причины разные – от политических до технических. По одной версии азербайджанские и турецкие таможенники искусственно задерживают иранские товары, не пропуская их через КПП. По другой – все гораздо проще, в сезон, когда увеличивается грузопоток, КПП просто не успевает обеспечивать бесперебойную связь.
Альтернативный маршрут Ирана через Армению позволит диверсифицировать ему поставки в ЕС и РФ, а также сбалансирует в некотором смысле влияние Турции в регионе. То есть Тегерану необходим союз с Ереваном для свободы маневра.
Болгария не финал - все только начинается
Майская встреча в Болгарии станет отправной точкой для реализации проекта МТК. К этому сам инициатор, а также представители стран-участниц должны быть готовы.
На встрече страны-участницы обсудят черновой вариант соглашения, который ляжет в основу основного документа. В нем должны быть четко обозначены все транспортные узлы, инфраструктуры, логистические маршруты, технические характеристики, тарифная политика, правила перевозок (с учетом множества локаций и задействование разных транспортных средств), обязательства стран, регламент прохождения таможенных процедур и ряд других.
Затем документ будет отправлен на ратификацию странами-участницами. Разработкой регламентов таможенных и налоговых процедур коридора займется координационный орган/комитет. На встрече в Софии будет утвержден и состав координационного органа. В будущем, возможно, странам придется принять единую тарифную политику на перевозки через свои территории для грузов, проходящих по коридору "Персидский залив – Черное море".
Таким образом, в Болгарии проект получит официальный статус. Однако это не означает, что он сразу же будет реализован. По факту имплементация проекта МТК может затянуться на годы.
Ситуацию усугубляет и то, что в самих странах, которые являются участницами проекта, есть проблемы с инфраструктурой. Так у Ирана с Азербайджаном не достроен участок магистрали по берегу Каспийского моря на отрезке Решт-Астара (стоимость проекта $1 млрд). В теории он может стать частью МТК, если "Персидский залив – Черное море" будет запущен через Баку.
В случае с Арменией все намного сложнее. В идеале проект, как и это было предусмотрено с самого начала, должен быть по нашей территории запущен через ж/д между Ереваном и Тегераном через Сюник. Однако его строительство обойдется в $3,2 млрд., что очень дорого.
В настоящее время Ереван строит свой "Север-Юг" (Ереван уже несколько лет строит автомобильную магистраль от границы Ирана до Грузии через Армению - ред), однако темпы строительства очень медленные и реализация проекта уже отстала по всем срокам. По официальным данным, отстроено всего несколько процентов дороги.
Армения должна воспользоваться сложившейся ситуацией пока интересы нашей страны совпадают со взглядами южного соседа. Ереван имеет шанс занять свою нишу в транспортной паутине региона и укрепить позиции в логистике. Для этого Армения должна также в короткие сроки достроить свой "Север-Юг", чтобы вместе с Ираном и Индией создать альтернативу турецко-азербайджанским логистическим маршрутам.