Иран перестраивает транспортную паутину на Южном Кавказе

© AP Photo / Ebrahim NorooziГрузовое судно в порту Чабахар в Оманском заливе на юго-востоке Ирана
Грузовое судно в порту Чабахар в Оманском заливе на юго-востоке Ирана - Sputnik Армения, 1920, 04.02.2022
Подписаться
В Тегеране осознают важность Армении для реализации своих геополитических амбиций на Южном Кавказе. Ереван должен суметь воспользоваться ситуацией, пока интересы нашей страны совпадают со взглядами южного соседа.
Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Иран окончательно определился с реализацией проекта международного транспортного коридора "Персидский залив - Черное море". Шестой раунд переговоров пройдет в Софии в апреле или мае 2022 года. В Болгарии страны–участницы (Армения, Иран, Грузия, Болгария, Греция) подпишут соглашения, чем ознаменуют старт проекта.
В Азербайджане неоднозначно относятся к идее Ирана по запуску МТК. Однако попытки Баку исключить Ереван из иранской повестки пока не увенчались успехом. Маршрут МТК, по всей вероятности, будет запущен через нашу страну.
Почему Тегеран делает ставку на Ереван для мультимодальной связи с Европой и чего опасаются в Иране, разбирался корреспондент Sputnik Армения.

Иран отстаивает свое место в регионе

Иран пытается застолбить за собой статус одного из ключевых игроков на Южном Кавказе. Этим можно объяснить активность Тегерана по запуску проекта транспортного коридора "Персидский залив - Черное море". За последний год тема обсуждалась разными высокопоставленными лицами в двусторонних и многосторонних форматах несколько десятков раз.
Очередное и, похоже, окончательное обсуждение назначено на апрель/май 2022 года. На это указывает и заявление заместителя министра иностранных дел Ирана по экономической дипломатии Мехди Сафари. Чиновник не только обозначил конкретные сроки долгожданной встречи в Болгарии, но и подчеркнул значимость Еревана для проекта.
Стоит отметить, что за последние пять лет существования идеи МТК Иран, как инициатор проекта, несколько раз пересматривал свое решение по его запуску. Настроения иранских властей менялись в соответствии с процессами, происходящими в регионе. Еще в ноябре 2021 года иранские чиновники планировали запустить коридор через Баку. Сейчас же представитель МИД Ирана дал четко понять значимость Армении для проекта. Сафари подчеркнул, что Тегеран ведет переговоры и с Ереваном. Похоже, на этот раз решение Ирана окончательное.
Официально проект должен связать Дели и Тегеран с Европой (это не означает, что у Ирана и Индии нет другого выхода на страны ЕС - ред), увеличить транзитную способность стран. Более того, по итогам пятого раунда переговоров в Ереване (в апреле 2021 года) составлен предварительный текст соглашения.
В Болгарии запланирована встреча рабочей группы, где и должно быть подписано соглашение проекта МТК. Затем документ будет отправлен на ратификацию странами-участницами. Разработкой регламентов таможенных и налоговых процедур коридора займется координационный орган/комитет.

Почему именно сейчас?

Иран не просто так пытается ускорить сроки реализации МТК. И даже дело не в том, что с момента озвучивания идеи Тегераном прошло пять лет. Иран обеспокоен процессами, происходящими на Южном Кавказе после 44-дневной войны в Карабахе. В Тегеране опасаются, что разблокирование транспортных коммуникаций в регионе ударит по его геополитической роли на Южном Кавказе. Поэтому одним из эффективных способов достижения этой цели является запуск коридора "Персидский залив – Черное море" через Армению.
© Photo : Shushanik SargsyanТранспортные коридоры, связывающие Грузию и Иран при помощи автомагистрали "Север-Юг"
Транспортные коридоры, связывающие Грузию и Иран при помощи автомагистрали Север-Юг - Sputnik Армения, 1920, 04.02.2022
Транспортные коридоры, связывающие Грузию и Иран при помощи автомагистрали "Север-Юг"
Теоретически Иран может присоединить МТК через азербайджано-армянское железнодорожное сообщение (на участке через Нахичеван). Это также позволит сократить путь между странами бассейна Персидского залива до Черного моря. Однако Тегерану не выгодно это с политической точки зрения. Иран не имеет никакого влияния и роли в проекте ж/д Ерасх-Горадиз.
Восстановление ж/д советских времен между Ереваном и Баку, а также в случае возможного присоединения Турции (ветки Карс-Гюмри) к ней, фактически "ударит" по планам Тегерана.
Иран опасается, что возобновление работы армяно-азербайджанской ж/д уменьшит экономическое и политическое значение Тегерана в регионе. А это однозначно не вписывается в его планы.
Запуская МТК "Персидский залив - Черное море" через Армению (автомобильный путь через Сюник), Иран предлагает альтернативный мультимодальный маршрут.

Маршрут будет выгоден Ирану?

В настоящее время львиная доля товарооборота между Россией и Ираном реализуется через Азербайджан и Каспийское море, а на Европу выходит по территории Турции. Однако свой маршрут через Ереван необходим Тегерану для баланса сил в регионе.
В настоящее время большая часть транзита между Азербайджаном и Нахичеванью, а также Баку и Анкарой проходит через Иран. В случае запуска ж/д "Ерасх-Горадиз" Тегеран может лишиться этого трафика. Стремление Ирана наладить бесперебойное сухопутное сообщение с Черным морем через Армению преследует несколько целей. Это позволит Тегерану стать ключевым связующим звеном между странами Азии, бассейна Персидского залива и Индии с Европой и Россией.
Более того, коридор может стать частью международного маршрута "Север-Юг" и альтернативой Суэцкому каналу (кратчайший путь, связывающий Азию и Европу), особенно на фоне его блокировки в мае 2021 года. Кроме того, в случае присоединения Армении к МТК "Север-Юг", через нашу страну в Европу и Россию будут проходить и грузы из Индии (порт Чабахар – Иран – Армения – Грузия - уже на контейнерах в российский порт Новороссийск или же греческие порты).
Политическая воля по запуску коридора через Армению есть и в Индии. Этот путь позволит Нью-Дели помешать пакистанскому маршруту, который проходит через порт Гвадар и соединяет Афганистан и Центральную Азию с Индийским океаном.
Ереван в свою очередь должен быть заинтересован в восстановлении автомобильной дороги "Север-Юг" до границы Ирана в Сюнике. Иранский маршрут важен для нашей страны. Он позволит быстрее экспортировать товары из Китая. Сейчас из-за иранских санкций грузы из Китая, предназначенные для Армении, доезжают до грузинского Поти за 32 дня, а в Бендер-Аббас они могут доехать за 18 дней.
Кроме того, Армения получит возможность улучшить свою транзитную роль в регионе. В случае завершения проекта "Север-Юг" львиная доля грузов из Индии и Ирана в Европу и страны ЕАЭС пройдет по нашей территории. Даже по приблизительным подсчетам товарооборота между Ираном и странами ЕАЭС (около 3 миллиардов долларов в год, из них 60% приходится на РФ), а также Ираном и ЕС (около 3,5 миллиардов) Армения при грамотном подходе может получить многомиллионную прибыль за транзит.
Лента новостей
0