Кроме "Электросетей Армении", платить за свет можно будет другим компаниям. С 1 февраля официально вступил в силу либеральный рынок электроэнергии. При этом абонентам-жильцам все оставят на выбор: хотим - платим "Элсетям", как раньше, не хотим - выбираем другого поставщика. А они скоро появятся на рынке. Порядок действия ранее установила Комиссия по регулированию общественных услуг, с консультациями экспертов из Европы и США.
С одной стороны, удобнее, когда все и всегда платят установленные для них цены (бизнес – свои, граждане - свои). Вопрос в том, что эти общие тарифы перемешиваются и усредняются. Тот, кто создает для сети лишние расходы и потери, не платит за них – они "сливаются" в общие тарифы. Поясним на двух примерах: один – простой, другой – чуть сложнее.
За что мы платим
В 90-е годы в Армении появилось немало левых подключений к сети, которые потом были разными способами узаконены. Только законы физики не подкупишь и не обманешь: если подключение было сделано не там и не так, в этом месте в сети возникает бесполезное напряжение, то есть теряется электричество. Эти расходы электросети включают в тариф (куда же еще?), за который платим мы все.
Второй случай - это внеплановая нагрузка на сеть. Если внезапно потребителям понадобилось больше электричества, то его нужно откуда-то взять. Как правило, "откуда-то" означает из тепловых электростанций, где генерация самая дорогая.
На этой инфографике заметно, что весной ГЭС дают значительно больше энергии, чем тепловые, зимой – наоборот (для простоты мы выбрали месяцы, когда АЭС не находилась на ремонте и работала на полную мощность). Электричество с тепловых станций стоит заметно дороже, чем у ГЭС и АЭС.
Обратите внимание не только на это, но и на почти незаметный уровень (оранжевый столбик) ТЭС за апрель. В этом месяце Ереванская ТЭЦ дала всего 1,1 миллион киловатт-часов (закрывая ситуативную нехватку электричества). Тепловые станции можно быстро "разогнать" и "затормозить", когда нужно залатать краткосрочную нехватку электричества. Но обходится это недешево. Во-первых, как мы отметили, газ дороже гидроресурсов, но это еще полбеды. Но если вам за 10 секунд нужно разогнать машину с нуля до 100 километров в час, то на это и топлива уходит намного больше, чем на обычном ходу (не говоря уже об износе двигателя и покрышек). Примерно то же происходит и на станциях, если так их "гонять". Ничто не проходит бесследно: перерасход газа и износ станции ложатся в расходную часть тепловых станций, которую нужно возмещать из общего тарифа.
"Хози буд" и все остальное
По опыту прошлых лет "Элсети" с довольно высокой точностью рассчитывают, сколько в домах и квартирах по стране потребляют света. Конечно, кто-то сегодня дольше включил утюг, а кто-то меньше держал телефон на зарядке, но в целом граждане для "Элсетей" довольно предсказуемы и редко создают сверхплановую нагрузку на сеть.
Одно из немногих исключений – новогодняя ночь, в том числе вечер 31 декабря, когда десятки тысяч человек запекают в духовках свиной окорок (он же "хози буд"). Из-за этого на несколько часов к системе приходилось подключать устаревшую Разданскую ТЭС. Теперь вместо нее будут подключать Ереванскую ТЭЦ, но суть не меняется: подключается дорогостоящий источник электроэнергии, а для станции создается износ от быстрого включения-выключения.
Но намного более крупные колебания для сети создает бизнес, который не планирует свое потребление электричества. Поэтому в любой момент система может получать внеплановые запросы на электроэнергию. Жизненный пример: строится очередная элитная многоэтажка, как вдруг выходит закон об отмене льгот на ипотеку. Строительство ускоряется. Откуда взять для него электричество, если все мощности уже заняты? Остается включить тепловые электростанции, где электричество стоит дороже всего. На сеть создается дополнительная нагрузка, но оплачивает ее не застройщик, и не покупатели квартир, а мы все (в том числе те, кто не может себе позволить никакой ипотеки).
Что из этого выходит, можно увидеть на графике ниже. Тариф для потребителей остается один и тот же, но затраты для сети на покупку электроэнергии колеблются. Соответственно, в отдельные месяцы сильно сжимается запас для рабочих расходов и прибыли электросетей. Все эти сжатия дали о себе знать при определении тарифов на 2022 год ("где тонко, там и рвется").
Конечно, в 2021 году эти колебания были сильнее обычного потому, что на АЭС несколько месяцев шел ремонт, и в это время ее заменяла Разданская ТЭС (электричество которой гораздо дороже). Но и в нормальные годы такие колебания происходят из-за того, что бизнес не планирует свое потребление электричества, и оператор сети вынужден аврально включать ТЭС и закупать дорогую электроэнергию.
Справедливости ради
Справедливости ради, нужно сказать, что бизнес никогда и не сталкивался с задачей планировать свое потребление (поэтому трудно упрекать его в намеренной халатности). Когда появится такая потребность, тогда, возможно, предприятия начнут нанимать грамотных экономистов и энергетиков и проводить такое планирование. Перечислим плюсы, которые могут от этого появиться:
Чем точнее бизнес спланирует свое потребление, тем меньше он будет закупать лишней и дорогой электроэнергии.
Чем меньше тепловые станции будут аврально включаться, тем дольше и лучше они будут служить. За "чужой аврал" бизнес платить не будет – только за свой.
Чем меньше будет использоваться тепловой энергии, тем она будет дешевле.
Попытаемся перечислить и возможные задачи.
Работодатели могут форсированно выводить сотрудников на работу без выходных, в периоды дешевой электроэнергии (с некоторыми оговорками – например, консервные и винные заводы в основном могут быть заняты только осенью). С другой стороны, не факт, что так не делается сейчас (например, осенью на тех же консервных заводах).
Дополнительные финансовые переменные появляются для энергоемких производств (например, для проекта нового медеплавильного завода, стратегически важного для страны).
Появляются риски ценовых сговоров между поставщиками или электростанциями (хотя это и не бесспорный факт).
Каким будет рынок
Попытаемся коротко (и без большой точности) описать, каким будет либерализованный рынок электричества. Прежде всего, подчеркнем следующее: домашние хозяйства смогут остаться с "Элсетями" и платить фиксированный тариф.
Такое решение принято по той причине, о которой мы упомянули: домашние хозяйства в целом не создают неожиданных перепадов для сети, их поведение предсказуемо. А вот бизнес должен будет переходить на либеральный рынок.
При этом крупные промышленные абоненты (напряжения 220 и 110 кВ) должны будут перейти на него в течение года (то есть до 1 февраля 2023-го),
средние (35 кВ) – до 1 февраля 2024-го,
небольшие – 6(10) кВ – до 1 февраля 2025-го.
Они должны будут выбрать поставщика, который будет продавать им электроэнергию, либо могут лицензироваться и стать "сами себе поставщиками" (если потребляют свыше 1 млн кВт.ч в год).
Поставщики будут закупать электричество у станций и продавать его абонентам. Чтобы удержаться на рынке, каждому абоненту они должны будут делать выгодные предложения, например: "Мы знаем, что ваш офисный центр потребляет много электричества летом, поэтому предлагаем вам выгодную цену в летние месяцы за счет зимних", и так далее. Иными словами, они должны будут бороться за клиентов так, как сейчас борются банки или телеком-операторы. Но, естественно, работать себе в убыток они тоже не будут, поэтому если клиент скажет им: "Я забыл, завтра мне нужно 10 тысяч киловатт-часов", ему ответят: "Извините, но мы их должны купить на рынке за сутки вперед, а это обойдется дороже, чем если покупать заранее".
Электричество будет продаваться либо по двусторонним договорам, либо в виде биржевых торгов. При этом выпуск на торги дешевой электроэнергия (от АЭС и Севано-Разданского каскада) будет ограничен (чтобы крупные абоненты его не выкупили, оставив учителям и пенсионерам только дорогую). Биржевые лимиты для этой электростанции установит Комиссия по регулированию общественных услуг, до 2023 года.
Рынок уже заработал
Формально рынок уже заработал с 1 февраля, в начале туда вывели около 40 малых ГЭС, у которых закончился 15-летний срок гарантированной закупки по льготному тарифу (около 25 драмов за кВт.ч). Как отметил в беседе со Sputnik Армения один из поставщиков, недавно получивший лицензию, покупатели этой энергии уже есть, и сделки начнут заключаться в ближайшие дни.
Добавим, рынок заставит подтянуться и эти малые ГЭС. Далеко не все из них в свое время устанавливали эффективные генераторы и другое оборудование или делали нормальный проект с расчетом стока воды. "И так сойдет, тариф все равно жирный, внакладе не останусь, чем каких-то специалистов звать, лучше я новый BMW куплю… " - те, кто так думал и поступал, теперь производят электроэнергию менее эффективно, с более высокими затратами, и найти клиентов им будет труднее.