ЕРЕВАН, 26 апр — Sputnik, Лаура Саркисян. Сухопутный участок международного транспортного коридора "Персидский залив – Черное море" с большой долей вероятности пройдет именно по территории Армении. К такому выводу можно прийти по итогам очередного раунда переговоров по МТК.
С 5 по 7 апреля в болгарской столице прошла шестая встреча рабочей группы по обсуждению запуска проекта МТК "Персидский залив - Черное море". В ней приняли участие представители пяти стран-участниц проекта - Армении, Болгарии, Ирана, Греции и Грузии. Азербайджанская сторона, как и в апреле 2021 года, воздержалась от участия в обсуждении.
Армения внесла коррективы
Начальник департамента политики автомобильного транспорта, лицензирования Министерства территориального управления и инфраструктур Армении Хачик Согомонян представил Sputnik Армения детали обсуждения в Софии: был принят окончательный (шестой) вариант соглашения. Участники договорились больше не редактировать текст и отправили на подписание Грузии, Греции и Азербайджана, сообщил он.
Протокол уже подписали Армения, Иран и Болгария. Так как Грузия и Греция были представлены на уровне послов, а представителя Азербайджана и вовсе не было, им дана возможность подписать отредактированный вариант текста до 31 мая текущего года.
После этого идеолог проекта - Иран - объявит дату встречи для подписания соглашения. Торжественная ратификация, по всей видимости, пройдет в Тегеране.
Согомонян отметил, что в настоящее время Иран рассматривает именно Армению, в качестве страны, по которой должна пройти сухопутная часть пути. И Тегеран учел предложения и замечания армянской стороны по части формулировок, касающихся сухопутного маршрута коридора. При этом Ереван воздержался от каких-либо комментариев по морскому пути, поддержав консенсус.
После ратификации соглашения будет создан координационный орган/ комитет, который займется разработкой регламентов таможенных и налоговых процедур коридора.
Что нужно знать о МТК
Идею запуска проекта МТК "Персидский залив-Черное море" впервые в 2016 году озвучил Иран. Официально в нем принимают участие Армения, Болгария, Грузия, Греция. За это время было проведено шесть встреч рабочих групп - в Тегеране, Софии, Тбилиси, вновь в Тегеране, Ереване и Софии. Проект дорогостоящий, амбициозный и довольно-таки сложный с точки зрения реализации.
Официально проект должен связать Дели и Тегеран с Европой (это не означает, что у Ирана и Индии нет другого выхода на страны ЕС - ред.) через Ереван и Тбилиси и увеличить транзитные возможности стран-участниц.
Коридор откроет новые возможности для Армении: позволит диверсифицировать поставки, свободно пользоваться портами Ирана, стать важным транзитным узлом. Однако для всего этого одной политической воли недостаточно. Армянская сторона должна реализовать ряд инфраструктурных проектов, в том числе по строительству дорог и железнодорожных коммуникаций.
В настоящее время ведутся широкомасштабные строительные работы в Сюникской области Армении.