Настоящего артиста узнают не по трудовой книжке – Карен Мовсесян об Армении и о себе

Солист Новосибирского Государственного Академического театра оперы и балета, баритон Карен Мовсесян рассказал Sputnik Армения о коммерциализации искусства, отметил особенности оперного и эстрадного жанров, рассказал об армянских традициях в армяно-русской семье.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Основатель вокальной школы "ВГолосе" и Новосибирского городского детского театра мюзикла, генеральный директор концертно-праздничного агентства SNEBES, председатель новосибирского отделения Международного фонда памяти Арно Бабаджаняна, продюсер, режиссер, сценарист, общественный деятель рассказывает, что секрет преуспевания во всех сферах, безусловно, результат накопительного эффекта.
"Когда тебе интересно то, что ты делаешь, как правило, накапливаются строчки для Википедии. Хотя, я очень рад, что в Армении пришли к тому, чтобы отменять уничижающие творческие достоинства звания. Я говорю не потому, что у меня пока нет звания заслуженного артиста России… хотя все нужные документы собраны. Востребованного артиста узнают не по содержанию его трудовой книжки", - говорит Мовсесян.

Если бы театр не закрыли на ремонт

Поводом для переезда в Россию 20 лет назад стало закрытие оперного театра на ремонт. Сначала приглашение из Перми, потом Новосибирска, хотя было обещание, данное ныне покойному Гегаму Григоряну (художественному руководителю Национального академического театра оперы и балета им. Спендиаряна), вернуться и продолжить работу.
"Я был ему лично обязан, потому что после окончания Консерватории он в тот же день предложил мне работу в Оперном театре, в качестве солиста. Я ему сказал, что иду служить в армию, и он сделал так, чтобы я остался в ереванском гарнизонном "Доме офицеров" в ансамбле песни и пляски. Это было щедрым взносом в мою творческую жизнь, и я чувствовал себя в долгу перед этим человеком. Я действительно вернулся, уже привыкший к стремительному ритму, и Григорян сказал։ "Если есть куда выехать - выезжай", - говорит Мовсесян.
На вопрос, сыграл ли национальный фактор какую-либо роль, Карен отвечает исторической справкой о Сибири, как многонациональном регионе, в котором с первого дня не ощущаешь себя пришлым, чужим. "Национальность сыграла положительную роль в том плане, что человека, отличающегося внешне, очень легко запомнить, То есть я быстро раскрутился".
Певец рад, что успел поймать дух настоящего театра советского периода, но и коммерциализация искусства тоже не прошла мимо него. Как он сам выражается - оказался на стыке смен поколений и рубежей.
Хочу, чтобы люди приходили именно ко мне
Сегодня в репертуаре известного баритона более пятидесяти оперных арий, ста русских романсов, более двадцати неаполитанских и около двухсот советских эстрадных и военно-патриотических песен. Несмотря на многожанровость, оперный певец допускает "служение нескольким господам", если это получается. К счастью, или к сожалению, - говорит певец, - очень мало оперных певцов могут исполнить песню Остапа Бендера в караоке ("Нет, я не плачу"). Он же любит исполнять эстрадные и военно-патриотические песни еще со времен службы в армии. Тогда он с ансамблем песни и пляски ездил по всем армянским воинским частям.

"Для меня выход один на один к публике, зрителю, гораздо ценнее, чем участие в массовом спектакле, потому что если они пришли на "Кармен", им, в принципе, без разницы - сегодня Тореадора поешь ты, или Костю, или Сашу, или Федю, или Юсифа. Мне это не нравится. Я хочу всегда, чтобы люди приходили именно ко мне, поэтому я построил вот эту сольную карьеру", - без ложной скромности признается певец.

Еще одним неожиданным откровением стало признание։ "Стараюсь не сотрудничать с живыми композиторами. Они выстраивают нюансы над каждой нотой, каждым вдохом, выдохом, и не дают тебе интерпретировать".
Тем не менее в биографии Карена есть факт исполнения песен в присутствии Александры Пахмутовой и Оскара Фельцмана, вызвавшие слезы умиления авторов.
Особенности рынка вокального искусства
Говоря о сравнении и востребованности оперного искусства и популярной музыки в контексте современных тенденций рынка вокального искусства Мовсесян говорит: опера, безусловно, незыблема. Этот жанр и через двести, и через четыреста лет будет поддерживаться государствами, спонсорами, меценатами.

"Любая премьера при сорока показах только-только выходит в ноль, а зачастую, скажем, "Аида" идет в минус даже при аншлаговой продаже. Без государственных субсидий, без спонсорства, опера - вещь невыгодная, но она всегда будет модной։ представители высшего общества будут пить коньяк и говорить, что сегодня были в опере", - говорит режиссер.

Когда же ты сам являешься творческой единицей, тебе нужно заниматься еще и селф-менеджментом.
"А в опере все нормально и стабильно. Ты знаешь, что завтра будешь получать такую же зарплату, и послезавтра, и через десять лет, и даже когда придет смена поколений, потому что ты - икона", - говорит певец.
Коммерциализация и конкурентность исполнительского искусства
Частый гость программы "Романтика романса" на телеканале "Культура" утверждает, что мнение людей о постоянной конкуренции звезд во время концерта – ошибочно, даже, если в нем участвует Лещенко и Киркоров.
"И уж тем более мы не конкурируем с покойным Магомаевым. Он жил очень давно, тогда были другие требования к пению. Коммерциализация изменила все, и не только в искусстве. Вот говорят, в семидесятые-восьмидесятые футбол был честный, тогда играли за Родину, сейчас - за контракты. Эволюционируют профессии, эволюционирует человек", - поясняет певец.
Армянские традиции и судьба Родины
Карен Мовсесян признается, что в своей армяно-русской семье (супруга - солистка оперного театра Дарья Шувалова) 6-летнего сына Микаэла, названного в честь Таривердиева, старается воспитывать в армянских традициях, и скоро мальчик начнет посещать детскую воскресную школу в Новосибирске.
Несмотря на проживание вдалеке от родины, Карена беспокоит судьба Армении и ее нынешнее положение.

"Часть армян считает, что все происходящее в мире каким-то образом должно проходить сквозь призму армянской действительности. Это комплекс маленьких народов с великой историей. На самом деле, в мире есть очень много стран, руководство которых задумывается о существовании Армении гораздо реже, чем нам кажется", - поясняет Мовсесян.

И заключает: так уж вышло, что Армении трудно быть суверенным государством в той географии, в которой она находится - возьми и помести ее на место Лихтенштейна, окружи ее нормальными соседями, она будет процветать.