Произведение в трех действиях создано на основе либретто священника, отца Товма (Вагана) Андресяна.
В интервью Sputnik Армения Аджемян рассказал, что в основе сюжета история любви девушки-христианки и молодого человека, который был язычником. В конце концов он принимает христианство. В оперу включены также молитвы Св. Григория Просветителя, которые воодушевляли армянских воинов на победы. По словам Аджемяна, тема актуальна и сегодня.
Заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии Армении Вардан Аджемян на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik (12 июля 2022). Еревaн
© Sputnik / Asatur Yesayants
"В основе лежит наше героическое прошлое. Это произведение о надежде, победе, христианстве, любви, обо всем том, в чем мы нуждаемся сегодня. Надо на профессиональном уровне обратиться к истокам, которые у нас очень богаты. Взять хотя бы музыку. У нас такие шараканы (цикл духовных песнопений - ред), я не знаю другого народа, обладающего таким же богатством, невозможно это не использовать", - подчеркивает композитор.
По его словам, он и отец Товма долго думали над тем, о ком написать оперу – о Тигране Меце (Великом) или Трдате III. В итоге выбор пал на царя, при котором христианство было провозглашено государственной религией в Армении.
Четыре года свой жизни заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии Армении Вардан Аджемян посвятил созданию оперы "Святой Трдат". Работа над оперой продолжалась день и ночь. В итоге получилась опера о победе, любви, красоте, народе, который верит в своего правителя.
"В основе этого крупного произведения с 2,5- часовой музыкой лежит наше героическое прошлое. Именно при царе Трдате было принято христианство. В опере нет ничего негативного, мы с либреттистом – отцом Товма постарались передать только позитив", - рассказал композитор.
Идут работы по оцифровке нот. В ближайшее время публике будет представлено концертное исполнение "Св. Трдата". Симфоническим оркестром под руководством дирижера Сергея Смбатяна уже записаны шесть фрагментов произведения.
Заслуженный деятель искусств считает, что поставить эту оперу будет сложно, так как на это нужны большие финансы, однако не теряет оптимизма и надежды на то, что рано или поздно, это случится. Оперой уже заинтересовался и поддержал Первопрестольный Эчмиадзин.
Когда творчество спасает
Работа над оперой помогла Аджемяну пережить сложный в его жизни этап. Он вспоминает, что в 1995 году, когда страна еще не оправилась после войны, композитора также спасла работа - он написал праздничную увертюру.
У композитора уже есть опыт постановки - в 80-х годах на сцене оперного театра с большим успехом шла написанная им комическая опера "Смерть Кикоса".
"Опера могла быть поставлена и в Москве. Борису Покровскому (в те годы - главный режиссёр Большого театра - ред.) очень понравился блестящий перевод Тамары Демурян. Однако не сложилось. Опера так и не появилась на московской сцене из-за землетрясения и войны. Но у меня до сих пор хранится бумага о том, что они одобрили постановку", - сказал он.
Для Аджемяна это было важным достижением, так как ему на протяжении жизни приходилось доказывать (себе и обществу), что он достойный продолжатель знаменитой актерской династии.
Дед Вардана Александровича был знаменитым советским театральным режиссером (его полный тезка), бабушка Арус Асрян - армянская советская актриса, отец - Александр Аджемян - заслуженный деятель искусств Армянской ССР.
Актер и театральный режиссер Вардан Аджемян с внуком Варданом (1956 год)
© Photo : provided by Vardan Ajemyan's family
Жить, работать в такой атмосфере было прекрасно, однако приходилось доказывать, что он не просто так вошел в эту сферу.
А еще был Дилижан…
Аджемян часто вспоминает вечера в доме творчества Союза композиторов Армении в Дилижане. В те годы в армянском курортном городе собирались и творили великие – Гия Канчели, Дмитрий Шостакович, Бенджамин Бриттен и ряд других.
"Мы жили вместе, работали, встречались, играли в футбол. Было безумно интересно. Представьте футбол с участием именитых композиторов, а судья матча - Дмитрий Шостакович. Все эти люди и создавали неповторимую атмосферу", - говорит Аджемян.
Он вспоминает, что были частые споры, спорили о творчестве, музыке, была и критика. Однажды спор вышел из-под контроля, пришлось даже вызывать "неотложку". Композитор отметил, что тогда творческая атмосфера была совершенно иной. Очень часто Арно Бабаджанян собирал гостей - известных композиторов, музыкантов, актеров и показывал им свои произведения, которые впоследствии становились хитами.
Аджемян-младший помнит, как Гия Канчели собирал маститых композиторов - Бабаджаняна, Мирзояна, Арутюняна в Дилижане, чтобы они послушали очередное произведение, созданное знаменитым грузинским композитором.
В дилижанский Дом композиторов приезжали такие величины, как Ростропович, Плисецкая, Щедрин. Композитор признается: с этими людьми было легко, так как великие люди очень просты и очень близки к природе.
"У них не было каких-то "заморочек", общаться с ними было очень легко", - вспоминает Аджемян-младший.
Он с сожалением отмечает, что это время ушло. Сегодня в этой сфере слишком много случайных людей, не имеющих ничего общего с театром и музыкой. Однако композитор верит, что ситуацию можно изменить и начинать нужно, в первую очередь, со школы.