Не стоит надеяться на экспорт электроэнергии: эксперт не исключает возврата Армении в 90-е

После визита гендиректора МАГАТЭ Рафаэля Гросси в Армению в профессиональных кругах активно обсуждается строительство новой АЭС в нашей стране. Какие перспективы это откроет для Армении - эксперт представил Sputnik Армения свое мнение.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 17 окт – Sputnik, Нелли Даниелян. Мощность в 1200 МВт для новой АЭС не только экономически не оправдана для Армении в нынешних условиях, но и противоречит международным регламентам по энергетической безопасности. Такое мнение в интервью Sputnik Армения выразил эксперт по вопросам энергетики Эдвард Арзуманян.
В последнее время в республике активно муссируется тема строительства новой АЭС. Специалисты высказывают разные мнения по поводу мощности будущей станции, сроках ее строительства и возможных строителях. В частности, озвучивается планируемая мощность будущей АЭС – 1200 МВт.

"Согласно как армянскому, так и российскому и международному законодательству по атомной безопасности, мощность одного энергоблока не может превышать 45-50 процентов от пикового потребления электроэнергии в стране. У нас этот пик составляет максимум 1200 МВт. Это означает, что в Армении можно построить атомный энергоблок мощностью до 500-600 МВт", - пояснил Арзуманян.

Кроме того, по замечанию эксперта, Армения не имеет большого рынка потребления для таких объемов производства, существующее же потребление в ближайшее время может сократиться. А экспортные каналы в ближайшие годы будут потеряны окончательно.

У Армении нет шансов остаться страной-экспортером электроэнергии

Арзуманян напоминает, что срок действия договора "Газ в обмен на электроэнергию" с Ираном истекает в январе 2026 года. Продлевать его у Ирана нет никаких оснований. Дело в том, что Россия строит два атомных энергоблока в иранской провинции Бушер, которые планируется сдать в эксплуатацию как раз в 2026 году.
"После 2026 года у Ирана за счет этих двух атомных блоков будет дополнительное производство электроэнергии в 15 млрд кВт/ч, а это в 10 раз превышает те 1,5 млрд, которые мы экспортировали Ирану в 2017–2018 годах в обмен на газ. После 2018 года мы продолжаем поставлять электроэнергию в Иран, но уже намного меньше - до 1 млрд. В прошлом году, если я не ошибаюсь, мы поставили всего 950 млн. кВт/ч. А с 2026 года эта цифра упадет до нуля, так как в Иране заработают свои атомные энергоблоки", - сказал Арзуманян.
Грузия, которая раньше также получала электроэнергию из Армении по бартеру, с 2019 года отказалась от импорта электроэнергии из Армении, поскольку, производимая у нас в стране электроэнергия на 40 процентов дороже грузинской. Кроме того, Грузия не только стала самодостаточной в сфере производства собственной электроэнергии, но даже стала страной-экспортером, поставляя совместно с Азербайджаном (в соотношении 50/50) электроэнергию в Турцию.
Турция со своей стороны также вскоре откажется от импорта электроэнергии и начнет сама ее экспортировать. Россия в Турции, на побережье Средиземного моря, строит 4 атомных энергоблока мощностью 1200 МВт каждый. Первый из них будет запущен в 2023 году, последний - в 2026 году (по блоку в год). В результате после 2026 года Турция станет крупнейшей страной-экспортером электроэнергии в регионе.
"Таким образом, не только с точки зрения спроса на электроэнергию, но и из-за высокой ее цены у Армении не остается никаких шансов, никакой надежды на то, что она сегодня или завтра может быть страной-экспортером электроэнергии", - констатирует Арзуманян.

1200 или 600 МВт? Вопрос мощности новой АЭС в аспекте энергетической безопасности

Действующий энергоблок Мецаморской АЭС обладает мощностью в 440 МВт и обеспечивает около 40 процентов спроса Армении на электроэнергию.
Увеличение мощности в случае строительства новой АЭС будет означать дополнительный избыток, что чревато новыми проблемами для нашей страны в условиях вышеизложенных реалий.
Для того, чтобы возможные объемы электроэнергии стали, как минимум, управляемыми, правительству Армении, по мнению Арзуманяна, следует отказаться от идеи строительства АЭС мощностью 1200 МВт и выбрать вариант станции с низкой мощностью. Эксперт напоминает, что еще в 2016 году предыдущее правительство Армении посчитало предпочтительным использовать для строительства новой АЭС канадские атомные блоки в 600 МВт или китайские в 500 МВт.

А почему не российские?

Наш собеседник считает, что у России нет опыта строительства энергоблока мощностью 600 МВт, следовательно, и не имеет международного разрешения на строительство станции подобной мощности.
Специалист, много лет сотрудничавший с "Росатомом" и участвовавший в работах по строительству российских атомных станций в разных странах, объясняет, что Россия, начиная с 1992 года не построила ни одного энергоблока мощностью 600 МВт.
Между тем, согласно Международным правилам безопасности по атомной энергии, страна получает право на строительство атомной электростанции на территории​ другой страны лишь в том случае, если построила блок такой мощности на своей территории и имеет 3-летний опыт эксплуатации этого блока с положительным результатом.
Получается, если Армения окончательно решит приобрести у России новый энергоблок, то он может быть только мощностью в 1200 МВт.

Вернуться в "холодные и темные" времена или подождать более подходящего момента

Из сложившейся тупиковой ситуации Арзуманян предлагает два выхода: построить АЭС малой мощности с энергоблоком, приобретенным у какой-либо третьей страны, с привлечением профессионального потенциала из России, или дождаться более подходящего момента, поскольку есть еще шанс, что срок эксплуатации ААЭС будет продлен на 19 лет.
Дело в том, что срок действия лицензии на эксплуатацию действующего энергоблока Армянской АЭС истекает в 2031 году, с условием, что в 2026 году должен быть проведен дополнительный контроль (проверка) корпуса ядерного реактора. Эксперт убежден, что по результатам проверки лицензия на эксплуатацию АЭС будет продлена еще на 10 лет, до 2041 года, как это было сделано на ряде российских АЭС - "сверстников" Мецаморской. В этом случае Армения выиграет дополнительное время для разработки более основательной и эффективной программы строительства новой АЭС.
"Сегодня не время вести разговоры о строительстве новой АЭС. Не исключено, что через некоторое время у России появится опыт и право на строительство блоков мощностью 600 МВт. Вот тогда проблем в вопросе совместного с Россией строительства новой АЭС с подходящей для нас мощностью не возникнет", - сказал Арзуманян.
Все свои доводы и опасения он изложил в письме, направленном премьер-министру РА 28 сентября, однако ответа пока что не последовало.
11 июля на заседании общественного совета при Министерстве территориального управления и инфраструктур свою точку зрения он представил и министру Гнелу Саносяну. Министр пообещал пригласить его для отдельной беседы. Прошло 3 месяца, однако приглашения он так и не получил.
А тем временем, по его словам, члены правительства продолжают говорить о строительстве станции в Армении мощностью 1200 МВт.
По оценкам Эдварда Арзуманяна, помимо экономической составляющей проблемы, строительство АЭС несет в себе также фактор безопасности для страны.
Дело в том, что большие и малые гидроэлектростанции Армении вместе обеспечивают около 34% вырабатываемой в Армении электроэнергии. Еще 30% обеспечивают тепловые электростанции, остальное - Мецаморская АЭС.
МАГАТЭ не рекомендует Армении прекращать работу с "Росатомом" – советник директора АЭС
Причем, необходимое топливо для АЭС и ТЭС – газ и уран – Армения импортирует из России. По этому расчету, производство энергии в Армении, следовательно, и энергетическая безопасность, за счет собственных ресурсов обеспечиваются лишь на 1/3.
Исходя из этого, Эдвард Арзуманян, занимавший в 90-е годы должность замминистра энергетики РА и хорошо представляющий последствия энергетического кризиса, не исключает, что в результате недальновидной политики властей, Армения может вернуться в "темные и холодные времена".