ЕРЕВАН, 22 ноя – Sputnik. Даже в нынешней непростой геополитической обстановке, госкорпорация "Росатом" продолжает строить 23 из 24 энергоблоков за рубежом. Об этом заявил первый замдиректора госкорпорации "Росатом" Кирилл Комаров на пресс-конференции в рамках международного форума-выставки атомных технологий "Атомэкспо-2022" в Сочи.
Сейчас, отметил он, атомная энергетика как никогда актуальна для достижения целей по снижению выбросов CO2 к 2050 году. У атомной энергетики есть и другие преимущества, напомнил Комаров. В отличие от основной части видов возобновляемой энергии, она не зависит от погодных условий и сезонности, а в отличие от тепловой энергетики – от колебаний на мировых рынках энергоносителей.
Для сравнения, доля топлива в себестоимости на ТЭС составляет 60-80%, а на АЭС - около 5%. Если даже уран в мире подорожает в два и более раза (примерно так, как за последний год это произошло с нефтью и газом), то в цене на топливо это отразится не более чем на несколько процентов, отметил Комаров.
Он отметил, что, несмотря на сложность международной обстановки, "Росатом" почти ничего не потерял в своем бизнесе. Из 24 проектов атомных энергоблоков, которые компания строит по всему миру, 23 продолжают строиться. Прервано лишь строительство АЭС Ханхикиви в Финляндии, и "Росатом" собирается оспорить решение финской стороны, добавил он.
Работа на многих других станциях идет небывалыми ранее темпами. В июле проходила заливка бетона на первом энергоблоке АЭС Эль-Дабаа в Египте, недавно началось строительство второго.
При этом, отметил Комаров, специалисты "Росатома" готовы работать с заказчиками максимально гибко, ориентиируясь на запросы клиента. В зарубежных проектах в общую компоновку станции, наряду с российским атомным блоком могут войти французские турбины, немецкие и французские системы управления и контроля, корейские насосы и так далее.
Среди новых проектов по всему миру растет спрос на энергоблоки малой мощности. Тому есть несколько причин. Разумеется, расходы на один киловатт-час будут относительно выше (крупные станции могут производить больше энергии и, за счет масштаба - дешевле), но стартовые инвестиции здесь намного меньше.
Кроме того, они лучше подходят энергосистемам небольших стран, где может попросту не хватить места для более крупных АЭС. И, наконец, они могут дать хорошее энергетическое обеспечение для крупных и энергоемких промышленных проектов – например, рудников. Здесь они выигрывают за счет стабильности цены на электроэнергию, о чем было сказано выше. А предсказуемость затрат – важное условие для привлечения инвесторов.