Сдвиг геополитических плит может оказаться страшнее тектонического разлома
Можно не сомневаться в том, что человеческие трагедии и гуманитарная катастрофа, случившиеся в Турции и Сирии, в обозримой перспективе приведут к коренным изменениям и на глобальной политической арене. И не только в регионе Ближнего Востока, но и на всех близлежащих территориях.
Изменениям подвергнутся внешнеполитические векторы многих стран, вот уже который десяток лет отстаивающих свои интересы в Южной Европе, на Балканах, в Восточном Средиземноморье, в Черноморском бассейне, на Южном Кавказе (Закавказье), вплоть до Аравийского полуострова и южно-африканских стран (Египет, Ливия).
Словом, с чистой совестью можно перечислять все те страны и регионы, где вот уже который год администрация Эрдогана активно, вернее даже агрессивно продвигала свои интересы и свою политику.
Если же говорить о геополитическом аспекте ожидаемых последствий, то все может обернуться еще хуже. Мировой цивилизационный кризис, который мы сейчас наблюдаем – это отнюдь не самый удобный фон для трагедии, случившейся в Турции и Сирии. Взаимоотношения между "закадычными" соперниками-врагами и "заклятыми" друзьями - соседями обострились до предела.
Та же Турция со своими "сослуживцами" в натовских структурах предъявляла целые списки претензий. Причем разногласия были действительно острейшими. Вплоть до того, что уже матерые эксперты-аналитики от "большой политики" всерьез предсказывали, что Турция то ли сама выйдет из Североатлантического Альянса, то ли ее просто "попросят". Утверждали, что американцы "выложатся по полной", чтобы сместить с трона Эрдогана…
В вину действующего турецкого лидера вменяли многое, начиная с позиции по Сирии и Ираку, и заканчивая чуть ли не ближайшим партнерством с Россией в гибридной войне, которую (будем честны) развернули и спровоцировали союзники по НАТО. Обвиняли в неподчинении букве и духу кодекса Североатлантического Альянса из-за разногласий Анкары с Афинами и Парижем, Хельсинки и Стокгольмом.
Американцы вспоминали ЗРК С-400 российского производства, перманентные "антитеррористические операции" против курдов в Сирии, не позволяющие "добить" в стране режим "авторитарного" Башара ал-Асада. Вменялось в вину и сотрудничество с Россией и Ираном в рамках Астанинской платформы, и то, что Эрдоган, аки уж на сковороде, пытается увернуться от антироссийских санкций…
За четыре месяца до выборов Эрдогану придется все начинать с нуля
Сейчас, в преддверии президентских выборов (осталось меньше четырех месяцев) Эрдоган оказался в сложнейшей ситуации, западные союзники обязательно припомнят все перечисленное как минимум в десятикратном размере. Для того, чтобы добиться победы в президентских выборах, турецкому лидеру и так приходилось серьезно поднапрячься.
Необходимы были солидные финансовые вливания, чтобы за короткий срок осуществить некие серьезные финансовые и экономические проекты, способные вернуть доверие и симпатии основной массы турецких избирателей. Ведь за прошедшие годы из-за огромных темпов инфляции в народе накопился большой запас недоверия к властям, и с этим надо было успеть сделать хоть что-то до наступления майского противостояния.
Именно этим – добыванием инвестиций и пополнением бюджета - и был всецело занят Эрдоган накануне февральской трагедии. Налаживал отношения с богатыми арабскими странами. В активе Катар и Эмираты (серьезные инвестиции). Проделан большой объем дипломатической работы с Саудовской Аравией (пока официальной информации по финансам нету).
В условиях западных санкций против России туркам удалось резко увеличить объемы торговли, туризма, по поставкам энергоносителей. Все для того, чтобы в преддверие президентской гонки смягчить финансовую подушку, предоставляемую потенциальным избирателям в сферах банковских кредитов, ипотеки и так далее. Сейчас, с учетом объема необходимых средств на восстановление разрушенного, финансовая масса, лихорадочно накопленная за последний год, мало чего стоит.
И можно не сомневаться, что западные партнеры обязательно воспользуются тяжелой ситуацией, в которой оказался их турецкий партнер. Понятно, что сейчас, в разгар трагедии, когда целые кварталы оказались в руинах, под которыми еще стонут люди, президент США Байден скажет, что окажет любую необходимую помощь в восстановлении. А еще призовет всех союзников по НАТО, весь Запад помочь "другу и партнеру" (кстати, подобное заявление уже сделано).
Но ведь никто не сомневается в том, что помощь эта, быть может даже весьма солидная и ощутимая, не будет бесплатной. Как в свое время говаривал достопочтенный Остап Бендер не менее любимому Шуре Балаганову: "Учтите, за каждый скормленный витамин я потребую множество мелких услуг".
Сверхцель Вашингтона – заставить Анкару отказаться от чрезмерной самостоятельности
Можно даже с великой степенью уверенности предположить, что за "мелкие услуги" может потребовать у Эрдогана не только Байден, но и сонм западных лидеров за "скормленные витамины". Не стоит сомневаться, что в списке будет и членство в Североатлантическом Альянсе Швеции и Финляндии, и безоговорочное присоединение к антироссийским санкциям и к коалиции с тем же названием.
Будут в списке и приснопамятные российские ЗРК С-400 в комплексе с натовскими истребителями F-16 и даже с F-35 пятого поколения. И отказ от травли в Сирии и Ираке американских союзников - курдов. И, самое главное - отказ от чересчур большой самостоятельности и идеологических разногласий внутри Альянса и вообще в рамках так называемого объединенного Запада.
Ведь весь последний год Соединенные Штаты занимались не только и не столько тем, что поставляли Украине оружие и боеприпасы в рамках гибридной войны против России. Основная сверхцель Вашингтона состояла в другом. Было необходимо доказать миру, а еще – европейским и натовским союзникам и, в первую очередь, самим себе, что действия России сплотили объединенный Запад в единый и нерушимый кулак.
В союз единомышленников и соратников, способных противостоять "российской агрессии". И в этом плане демонстративная независимость и показная самостоятельность Эрдогана наносила серьезный урон результатам работы американской дипломатии. Не удавалось скрывать разногласия, буквально взрывающие Запад изнутри. И все, "благодаря" поведению Эрдогана и Турции.
Справится ли с этим испытанием турецкий президент? Сможет ли победить в предвыборной президентской гонке, назначенной на май? Можно не сомневаться, что как минимум попытается. Ведь как бы ни относились к Эрдогану, даже соперники признают, что это – политический деятель, обладающий недюжинной силой воли и харизмой. Уже побывал в эпицентре землетрясения и даже успел обозначить сроки восстановления разрушенного - год.
Причем, интересно, в то же время подтвердил прежний срок президентских выборов – май 2023 года. То есть ни отодвигать дату выборов, ни называть максимально краткие сроки восстановления не стал. Пока что не испугался даже резкой активизации проамериканской оппозиции на внутренних политических подмостках. То есть решил бороться.