В "тисках" коррупции: скатится ли Армения к дореволюционному показателю

Политическая сила, пришедшая к власти на волне борьбы с коррупцией, на самом деле с ней не борется, считает политтехнолог Армен Бадалян.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 11 фев – Sputnik. Борьба с коррупцией для премьера Никола Пашиняна оказалась настолько важна, что впервые в истории независимой Армении он пригласил на заседание кабмина представителя неправительственной организации - Transparency International в Армении. И целый час члены правительства слушали доклад, почему рейтинг Армении снизился на 5 позиций - до 63 места, а потом профильные министры оправдывались перед премьером. Этого видимо оказалось мало, и спустя два дня Пашинян созвал в Джермуке заседание Совета антикорупционной политики.
Как считает политтехнолог Армен Бадалян, коррупция в стране давно уже стала системной проблемой, независимо от того, кого будет приглашать премьер-министр на заседания правительства, и о чем эти люди будут заявлять в своих выступлениях перед кабмином.
"Если бы у главы правительства действительно было желание бороться с коррупцией, ему следовало бы провести отдельное совещание с представителями не одной, а сразу нескольких общественных организаций. Отдельное совещание и заседание правительства – это совершенно разные мероприятия. Правящая политическая сила Армении не ставит институциональных различий, и вся система управления, общественные организации и другие структуры стали частью системы, обслуживающей одного человека. Поэтому уже нет разницы: будет это заседание правительства или отдельное обсуждение какого–то вопроса", – сказал Бадалян.
Собеседник Sputnik Армения уверен, что сегодня в Армении наблюдаются процессы приватизации государственного имущества и накопления капитала по аналогии с тем, что происходило в постсоветской Армении и на территории всего бывшего СССР в 1990-е годы.
По его словам, для борьбы с коррупцией власти должны, как минимум, следить за публикуемыми в прессе фактами о приобретении дорогостоящего имущества государственными чиновниками, шикарных свадьбах и застольях с участием родных и близких должностных лиц, выигрывающих государственные тендеры по закупкам, проводить расследования и в случае необходимости применять меры юридической ответственности.
В свою очередь эксперт по антикоррупционным вопросам, адвокат Марат Атовмян в беседе со Sputnik Армения заявил, что, как правило, силы, пришедшие к власти на волне борьбы с коррупцией, не осуществляют глубинных системных изменений в этой сфере.
В Армении, по мнению эксперта, следует вести антикоррупционную борьбу сразу по трем направлениям - обучение противодействию коррупции, выявление и устранение причин коррупции и наказание в случае выявления правонарушений.

"Если ты не ведешь адекватную борьбу по всем направлениям, то, естественно, этот процесс так и останется незавершенным", – говорит он.

По словам Атовмяна, борьба с коррупцией не может быть однобокой – в борьбе с этим явлением власть и общество должны объединить свои силы.
"В нашем менталитете есть такая особенность – "на словах" люди хотят, чтобы суды были неподкупными и справедливыми. Но как только дело доходит до них самих, тут же начинают думать, как бы "выиграть" дело через влиятельных знакомых. То есть у нас также есть проблема менталитета, которую нужно решить образовательными механизмами",– сказал Атовмян.
Кстати, на заседании правительства 8 февраля премьер Пашинян заявил также об отсутствии в Армении проблем с независимостью судебной власти. Но поскольку рассмотрение дел, направленных в суд, затягивается годами, в обществе формируется негативное восприятие в отношении судебной системы.
Между тем Атовмян как адвокат работает напрямую с судами и не исключает, что там все еще имеют место и определенные коррупционные риски и проблемы, связанные с уровнем профессионализма судей. По его словам, сегодня в судебной системе довольно часто возникают ситуации, когда в суд поступают иски, представленные на одинаковых основаниях. При этом одни иски принимаются к рассмотрению, а другие – отклоняются, при том, что их основания аналогичны.
"Однако, исходя из моей адвокатской практики, могу сказать, что у нас также есть положительные случаи, когда мне удавалось выигрывать дела против государственных органов вполне законным путем, без каких-либо коррупционных схем. Это приводит меня к убеждению, что, наши суды обладают достаточной независимостью. Но, конечно, мы не можем исключить и обратные случаи", - сказал адвокат.
Что касается затягивания сроков рассмотрения дел, то Марат Атовмян видит в этом как объективные, так и субъективные причины. По его словам, есть судьи, у которых в производстве по 4-5 тысяч дел в год. Атовмян также напоминает, что суд – это не только судья, но и аппарат, советники, различные отделы, работу которых также нельзя игнорировать при оценке работы судебной системы.
По словам Марата Атовмяна, очень важно понять, какова настоящая цель борьбы с коррупцией – реальные реформы или же оценки международных структур.
"Если ты думаешь только о хорошем рейтинге в международных индексах, это может привести к имитации деятельности, а если тебя интересуют реальные реформы, ты уже концентрируешься на этом. Например, когда Гонконг, Сингапур, Южная Корея проводили антикоррупционные реформы, не было международных индексов и механизмов, возможно, не было и международных структур по борьбе с коррупцией. Но люди решили, они поставили цель, комплексно реформировали все взаимосвязанные сферы, и за 30-35 лет обеспечили качественный результат", - напомнил наш собеседник.
Кстати в ходе обсуждения проблем с коррупцией на том самом заседании кабмина представитель Transparency International в Армении Варужан Октанян сказал, что среди основных причин снижения рейтинга Армении - незаконные выплаты различным государственным инстанциям со стороны бизнеса и принимаемые в угоду финансово-олигархических групп правовые регулирования.
Согласно данным Transparency International, в 2012-2018 годах у Армении было 33-37 баллов по индексу восприятия коррупции. После революции 2018 года этот показатель резко вырос до 42 баллов в 2019 году и до 49 в 2020. В 2021 году рост остановился, а в 2022 году было зафиксировано снижение на 3 балла.
По прогнозам авторов исследования, если снижение не прекратится, Армения скоро скатится до уровня 2018 года.